Сущность воспитания

«Искусство воспитания, — писал в свое время известный русский педагог К.Д.Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умение, то есть навыки; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания... ». Для того чтобы успешно осуществлять воспитательную деятельность, нужно овладеть искусством воспитания.

Воспитание имеет дело с развитием вполне определенных личностных качеств человека, обусловленных требованиями общества. Воспитание нацелено на формирование только такой личности, которая необходима цивилизованному обществу. Известно, что человек не рождается личностью, а становится ею. Он формируется как личность, общаясь с другими. Только в общении, в социальной деятельности человек раскрывает заложенные в нем природой свойства. Вне деятельности эти свойства остаются вещью в себе.

Из теории воспитания известно, что развитие и формирование личности связано с проблемой соотношения природных и социальных свойств человека. По этому поводу известен ряд точек зрения, крайними из которых являются взгляды на воспитание как на развертывание инстинктов и импульсов (американский педагог Джон Дьюи, 1859-1952) и как на чистую «доску» («Табула раза»). Последняя точка зрения ведет свое начало со времен французских философов — материалистов ХVII века.

Нужно сказать, что указанные выше две крайние точки зрения на проблему воспитания оказались довольно стойкими. Они сохранились до наших дней. Менеджер должен знать, что те, кто
выступает за какие-то врожденные способности, стоят на вполне определенных теоретических позициях, хотя и не ведают об этом. Те же, кто считает, что любые качества работника можно
вполне надежно сформировать в учебном заведении или в трудовом процессе, тоже правы. Чтобы разобраться в сложном сплетении теоретических основ воспитания, менеджеру надо усвоить положение по поводу соотношения природного и социального в человеке и их роли в воспитании.

Согласно идеям прогрессивных антропологов, развитие человека зависит от комплексного воздействия на него природных и социальных факторов: наследственности, географической среды, социального окружения и общественной деятельности. Ведущее место здесь занимают социальные факторы (социальная среда и деятельность). Воспитание человека, следовательно, должно
учитывать все эти факторы, отдавая предпочтение социальным. Прежде всего — это социальная среда. Здесь следует выделить микросреду и макросреду.

Макросреда — это общество в целом. Человек трудится и общается с людьми, которые находятся в свойственных этому обществу отношениях, на которых осуществляют свое действие организации, литература и искусство. Все это оказывает влияние на человека, все воспитывает. Микросреда представляет собой коллектив и различные неформальные группы, в которых непосредственно исполняет свои обязанности труженик производства. Воздействие группы и коллектива на личность
поистине безгранично. Именно в групповом общении человек и приобретает все основные личностные качества, то есть воспитывается.

Природно-географическая среда также воспитывает человека. Природные условия (климат, география) сказываются на отдельных качествах людей, влияют на их характер. Наследственность порождает у людей определенные задатки (например, к музыке, математике, различным аспектам деятельности). Все это выдвигает необходимость учитывать способности работников и их пригодность к различным аспектам трудовой активности. Однако ни географическая среда, ни наследственность не играют решающей роли в воспитании человека. Здесь существенную роль играет воспитатель, то есть субъект воздействия, которым может быть и отдельная личность, скажем, руководитель, и трудовой коллектив.

В современной литературе понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле слова понимается как социальное формирование личности и коллектива, которое осуществляется всем укладом нашей жизни. Это влияние идеологии, морали, права, общественности, то есть влияние макросреды. В этом плане воспитание исследуется целым рядом наук: философией, социологией, этикой, правовыми науками и т. д. Педагогика исследует сущность воспитания в узком смысле данного понятия. Она рассматривает в основном целенаправленное воздействие воспитателя на объекты воспитания (личность и коллектив).

Воспитание в узком смысле слова, то есть сторона процесса формирования личности, которая исследуется педагогической наукой, — это воздействие. Оно называется педагогическим воздействием
и бывает прямым и опосредованным.

При прямом воздействии объектом воспитания является личность воспитуемого, а предметом — ее качества. В этом случае воспитание избирает цель и средства воздействия и непосредственно побуждает личность (коллектив) к необходимым действиям. От воспитуемых требуются вполне определенные действия и поведение. Модель воздействия в этом случае такова: «воспитатель — личность»; «воспитатель — коллектив». При опосредованном (непрямом) воздействии объектом также является личность и коллектив. Однако средства и приемы воспитания в этом случае направлены не на сами объекты, а на среду, главным образом, социальную. Преобразуя среду, воспитатель тем самым преобразует воспитуемых.

Процесс воспитания выглядит как система педагогических воздействий. Руководитель, осуществляющий воспитательную функцию, сосредотачивает свое воздействие в основном на личности,
а также на трудовом коллективе, точнее на различных его звеньях: рабочих группах, подразделениях, общественных комиссиях и т. п. Воздействие руководителя на макросреду (социальную действительность) ограничено лишь преобразованиями в своей организации. Такое воздействие осуществляется всем укладом нашей жизни.

«... Общественные требования, — отмечал Сергей Рубинштейн, — не проецируются механически в человека; эффект этих внешних воздействием, общественных в том числе, зависит от внутренних условий, от той «почвы», на которую эти воздействия падают. Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь
вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей при наблюдении последствий человеческих поступков — того, как наши поступки сказываются на других людях и поступки других людней на нас самих. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направить. В этом — главное».

Источник: 
Ладанов И.Д., Практический менеджмент