Метод кнута и пряника в воспитании ребенка

«Пожалеешь розог — испортишь ребенка» — совсем недавно эта пословица была очень популярна. Сегодня она утратила свое значение. Почему? Принуждать ребенка вести себя хорошо — значит воспитывать в нем чувство обиды, которое проявится в полную силу, как только дитя получит «статус» взрослого.


С одной стороны, ребенка действительно можно испортить. Портить ребенка — значит воспитывать в нем убеждение, что он может вести себя, как ему заблагорассудится: закатывать истерики, подлизываться и льстить, ссорить взрослых между собой (дети мастерски владеют этим искусством!). Ребенок должен расти, понимая, что разрешено не все, что ему хочется.

С другой стороны, безоглядное использование «кнута» способно лишить детский характер самого прекрасного качества — доверия. Это даже хуже, чем предоставить ребенку полную свободу и потакать любым прихотям. Ведь окружающий мир достаточно скоро обнаружит полнейшее безразличие к его капризам, а вот без доверия к жизни ребенок вырастет циником. Люди доверчивые и отдающие себя во власть любви гораздо лучше преодолевают жизненные трудности, чем те, кого в детстве держали в ежовых рукавицах.

Метод кнута и пряника — это способ навязывания человеку определенных стандартов.

Использовать этот метод без жалости и мудрости — значит манипулировать людьми. Мы не имеем права контролировать жизнь другого человека, даже если взяли на себя обязанность научить ребенка хорошему поведению. При современном менталитете метод воспитания детей посредством кнута и пряника слишком оскорбителен и отвергается большинством образовательных методик.

Тем не менее все живые существа в природе учатся по принципу наград и наказаний. Поэтому очень важно позволить самой природе как можно больше обучать нас и наших детей. Она это делает весьма эффективно. Жизнь устроена так, что мы быстро получаем именно те уроки, которые нужны нам для собственного выживания и благополучия. Прикоснувшись к горячей печке, человек обжигает себе пальцы. Одного такого урока должно быть достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы.

Взрослые должны чувствовать, когда ребенку необходимо осознание новых, незнакомых ему реалий. Приказывать: «Не вздумай прикасаться к этой печи!» — значит нарушить естественный ход вещей. Зрелость приходит не по команде, а в результате постепенного осознания. Гораздо мудрее способствовать этому процессу, а не противодействовать ему.

Мы подошли к вопросу о необходимости мудрых наставлений. Для каждого ребенка и каждой ситуации они уникальны. Некоторые ситуации требуют более быстрой реакции. Конечно, вы не позволите своему ребенку получить ожог, прикоснувшись к раскаленной печи. Как только он к ней подходит, вы инстинктивно кричите: «Не прикасайся к ней!» Но если после этого не объясните ему, почему вы так внезапно вскрикнули, он останется в недоумении или даже в смятении. Вероятно, когда представится возможность, он осторожно подойдет к печи и дотронется до нее. И если она еще горяча, то обожжется. Возможно, ему необходимо получить такой опыт, и на этот раз он как минимум извлечет из него урок. Детям, как известно, полезно следовать своему природному благоразумию и внимательно выслушивать аргументированные объяснения взрослых.

Конечно, это простой пример. Жизнь преподносит нам уроки куда более сложные для усвоения: почему причинять боль людям плохо, а делиться тем, что имеешь, — хорошо; почему тяжело достичь своей цели, гневаясь. Мы стремимся уберечь своих детей от необходимости усваивать жизненные уроки через боль, но мудрые родители и учителя понимают, что извлечь многие важные и порой неприятные уроки можно только из собственного опыта.

Образование должно стать средством поощрения к воспитанию мудрости в себе самом. Оно должно работать совместно с Природой и присущей ей системой наград — наказаний, не защищая детей от последствий собственных ошибок. Нотации и резюме вроде «Видишь? Я же тебе говорил!» не годятся. У ребенка должна остаться уверенность «Я сам это понял!»

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Материалы по теме
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Половое воспитание
Андреева Т.В. - Семейная психология
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Ценности воспитания
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Методы воспитания патриотизма
...
Философско-мировоззренческая подготовка школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Меры наказания детей
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Оставить комментарий