Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понимание, а главное предугадывание поведения других людей является одним из основных мотивов изучения психологии для многих обучающихся.
Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Джоном Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (S - R) стимул - реакция. Данное заявление было закреплено открытием Владимиром Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований Ивана Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.
В начале 30-х гг. американский психолог Эдвард Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.
Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является Курт Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.
Опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, некоторые авторы пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б.Ф. Поршнева, В.В. Налимова, В.П. Трусова.
Поведение - это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Поведение также трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.
В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность - поведение», пришел к выводу что именно у Сергея Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности. Если деятельность - это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение - это система поступков.
Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего.
В своем поведении человек ориентируется как на потребный результат той или иной потребности, так и на привычные и доступные ему способы поведения, которое всегда имеет индивидуальные черты.
Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение индивида комбинированно влияют биологические и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды.
Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности:
- пищевое;
- защитное;
- половое;
- познавательное;
- родительское;
- социальное;
- служебное и т.п..
Каждую из базисных потребностей индивида могут обслуживать несколько видов поведения. К примеру, половое поведение - это и родительское, и сексуальное, а социальное поведение - это и служебное, и производственное, и гражданское.
Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире.
Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности.
К факторам поведения относятся:
- все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
- отдельные движения и жесты;
- действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
- поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр..
Единицей анализа поведения является поступок.
В поступке проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.
Поступок может быть выражен:
- действием или бездействием;
- позицией, высказанной в словах;
- отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
- действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.
При оценке поступка необходимо учитывать систему норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, а само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации.
В поступке выделяются следующие компоненты:
- мотив поступка (что его направляет);
- цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей);
- предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия);
- средства (словесные, практические, наглядные;' прямые, косвенные и др.);
- процесс (собственно поступок);
- результат (внутри- или межличностные изменения);
- оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать мотивы).
Инициативное и шаблонное поведение. Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения - удовлетворения потребностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т.е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих потребностей.
Важными факторами инициативного поведения являются:
- разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид;
- быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;
- точный учет ситуации и ее динамики, способность индивида - субъекта поведения - «вписывать» действия в ситуацию и как бы ей подчиняться (т.е. следовать ее логике) и вместе с тем достигать своих целей;
- способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;
- способность действовать на основании прогноза, т.е. упреждающе, опережающе;
- при действиях на основании установки - гибкость, точность, своевременность объективации;
- способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;
- способность доводить начатое до конца:
- способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.
Индивид - это элемент системы отношений, в которую он оказался включенным, и вместе с тем носитель этой системы в своей голове. Благодаря этому, а также особенностям своей потребностной сферы, в поведение индивида входит субъективность. Субъективным является любое поведение индивида, будь-то инициативным или шаблонным: при внешнем сходстве поведения многих людей в поведении каждого из них можно различить индивидуальные черты, особенно если это позволяют условия, в которых они оказались. При этом индивидуальность одного проявляется инициативностью его поведения, а индивидуальность другого - шаблонностью.
Шаблонность и инициативность являются характеристиками стиля поведения и его эффективности.
Шаблон - это образец, это совокупность черт, свойств, качеств того или иного объекта, которая индивидом воспринимается и используется как неизменная - и в целом, и в своих соотношениях. В ряде случаев шаблоны необходимы, в ряде других случаев неуместны или даже вредны.
В наиболее общем плане шаблоны можно считать носителями идеи неизменяемости и однообразия, которые противопоставляются индивидом разнообразию, своеобразию, индивидуальным особенностям объектов окружающего мира. Шаблон предполагает копирование, и чем ближе к оригиналу, тем лучше.
Склонность индивида шаблонировать окружающее - признак и проявление консервативности его мышления. При этом необходимо различать:
- шаблоны в материальном производстве;
- шаблоны в поведении;
- шаблоны в мышлении и в оценках.
В оценках и поведении, индивидов шаблоны нежелательны, что же касается промышленного производства, то шаблоны тут необходимы. В промышленности шаблоны имеют важное значение, служа унификации и единообразию деталей различных машин и механизмов, взаимозаменяемости запасных частей: без шаблонов это было бы невозможным.
Шаблонность в поведении чревата:
- снижением способности индивида найти решение в новой, неизвестной ему ранее ситуации: он лишь пытается приложить к ней тот или иной поведенческий шаблон (фиксированный способ действий) и не способен найти новый и неожиданный способ;
- отставанием индивида от динамики ситуации: приверженность шаблону, даже поначалу оказавшемуся приемлемым для данной ситуации, в случае ее изменений «выбрасывает» поведение из необходимых пределов, делая его не соответствующим реальности, а следовательно, и неэффективным;
- шаблонность поведения индивида делает его предсказуемым;
- применив достаточно удачно какой-либо способ действий в одной определенной ситуации, шаблонно мыслящий индивид начинает полагаться на него как на универсальный, подходящий для любого случая жизни.
Однако при этом шаблонно действующий индивид способен:
- действовать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями. Но ему трудно учитывать специфику этих затруднений;
- доводить начатое до конца, но при несоответствии характера действий требованиям ситуации его способ действий оказывается нерациональным, неэкономичным, излишне затратным;
- стремиться к отдаленной цели. Но для него становится почти невозможным ее достижение вследствие неспособности гибко перестраиваться по ходу дела.
Причинами шаблонности в поведении могут быть:
- стремление индивида решать различные жизненные проблемы и ситуации каким-либо одним или одним из немногих способов, наиболее проверенным и, по его мнению, надежным: других он или не склонен, или не способен искать и находить;
- повышенная тревожность: индивид просто боится поступать иначе уверен только в привычном для себя способе.
- незнание своих возможностей или неверие в них. Обучение и накопление жизненного опыта может существенно изменить стиль его поведения;
- неспособность индивида рассматривать объект с различных сторон одновременно (симультанность восприятия);
- - как следствие установки индивида на одно определенное действие;
- - шаблонность его оценок, повышенная склонность его к стереотипии.