Сущность поведения


Психологически познать человека - это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понимание, а главное предугадывание поведения других людей является одним из основных мотивов изучения психологии для многих обучающихся.

Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Джоном Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (S - R) стимул - реакция. Данное заявление было закреплено открытием Владимиром Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований Ивана Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.

В начале 30-х гг. американский психолог Эдвард Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.

Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является Курт Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.

Опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, некоторые авторы пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б.Ф. Поршнева, В.В. Налимова, В.П. Трусова.

Поведение - это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Поведение также трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность - поведение», пришел к выводу что именно у Сергея Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности. Если деятельность - это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение - это система поступков.

Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего.

В своем поведении человек ориентируется как на потребный результат той или иной потребности, так и на привычные и доступные ему способы поведения, которое всегда имеет индивидуальные черты.

Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение индивида комбинированно влияют биологические и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды.

Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности:

  • пищевое;
  • защитное;
  • половое;
  • познавательное;
  • родительское;
  • социальное;
  • служебное и т.п..

Каждую из базисных потребностей индивида могут обслуживать несколько видов поведения. К примеру, половое поведение - это и родительское, и сексуальное, а социальное поведение - это и служебное, и производственное, и гражданское.

Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире.

Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности.

К факторам поведения относятся:

  • все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
  • отдельные движения и жесты;
  • действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
  • поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр..

Единицей анализа поведения является поступок.

В поступке проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.

Поступок может быть выражен:

  • действием или бездействием;
  • позицией, высказанной в словах;
  • отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;
  • действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.

При оценке поступка необходимо учитывать систему норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, а само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации.

В поступке выделяются следующие компоненты:

  • мотив поступка (что его направляет);
  • цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей);
  • предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия);
  • средства (словесные, практические, наглядные;' прямые, косвенные и др.);
  • процесс (собственно поступок);
  • результат (внутри- или межличностные изменения);
  • оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать мотивы).

Инициативное и шаблонное поведение. Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения - удовлетворения потребностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т.е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих потребностей.

Важными факторами инициативного поведения являются:

  • разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид;
  • быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;
  • точный учет ситуации и ее динамики, способность индивида - субъекта поведения - «вписывать» действия в ситуацию и как бы ей подчиняться (т.е. следовать ее логике) и вместе с тем достигать своих целей;
  • способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию;
  • способность действовать на основании прогноза, т.е. упреждающе, опережающе;
  • при действиях на основании установки - гибкость, точность, своевременность объективации;
  • способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;
  • способность доводить начатое до конца:
  • способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.

Индивид - это элемент системы отношений, в которую он оказался включенным, и вместе с тем носитель этой системы в своей голове. Благодаря этому, а также особенностям своей потребностной сферы, в поведение индивида входит субъективность. Субъективным является любое поведение индивида, будь-то инициативным или шаблонным: при внешнем сходстве поведения многих людей в поведении каждого из них можно различить индивидуальные черты, особенно если это позволяют условия, в которых они оказались. При этом индивидуальность одного проявляется инициативностью его поведения, а индивидуальность другого - шаблонностью.

Шаблонность и инициативность являются характеристиками стиля поведения и его эффективности.

Шаблон - это образец, это совокупность черт, свойств, качеств того или иного объекта, которая индивидом воспринимается и используется как неизменная - и в целом, и в своих соотношениях. В ряде случаев шаблоны необходимы, в ряде других случаев неуместны или даже вредны.

В наиболее общем плане шаблоны можно считать носителями идеи неизменяемости и однообразия, которые противопоставляются индивидом разнообразию, своеобразию, индивидуальным особенностям объектов окружающего мира. Шаблон предполагает копирование, и чем ближе к оригиналу, тем лучше.

Склонность индивида шаблонировать окружающее - признак и проявление консервативности его мышления. При этом необходимо различать:

  • шаблоны в материальном производстве;
  • шаблоны в поведении;
  • шаблоны в мышлении и в оценках.

В оценках и поведении, индивидов шаблоны нежелательны, что же касается промышленного производства, то шаблоны тут необходимы. В промышленности шаблоны имеют важное значение, служа унификации и единообразию деталей различных машин и механизмов, взаимозаменяемости запасных частей: без шаблонов это было бы невозможным.

Шаблонность в поведении чревата:

  • снижением способности индивида найти решение в новой, неизвестной ему ранее ситуации: он лишь пытается приложить к ней тот или иной поведенческий шаблон (фиксированный способ действий) и не способен найти новый и неожиданный способ;
  • отставанием индивида от динамики ситуации: приверженность шаблону, даже поначалу оказавшемуся приемлемым для данной ситуации, в случае ее изменений «выбрасывает» поведение из необходимых пределов, делая его не соответствующим реальности, а следовательно, и неэффективным;
  • шаблонность поведения индивида делает его предсказуемым;
  • применив достаточно удачно какой-либо способ действий в одной определенной ситуации, шаблонно мыслящий индивид начинает полагаться на него как на универсальный, подходящий для любого случая жизни.

Однако при этом шаблонно действующий индивид способен:

  • действовать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями. Но ему трудно учитывать специфику этих затруднений;
  • доводить начатое до конца, но при несоответствии характера действий требованиям ситуации его способ действий оказывается нерациональным, неэкономичным, излишне затратным;
  • стремиться к отдаленной цели. Но для него становится почти невозможным ее достижение вследствие неспособности гибко перестраиваться по ходу дела.

Причинами шаблонности в поведении могут быть:

  • стремление индивида решать различные жизненные проблемы и ситуации каким-либо одним или одним из немногих способов, наиболее проверенным и, по его мнению, надежным: других он или не склонен, или не способен искать и находить;
  • повышенная тревожность: индивид просто боится поступать иначе уверен только в привычном для себя способе.
  • незнание своих возможностей или неверие в них. Обучение и накопление жизненного опыта может существенно изменить стиль его поведения;
  • неспособность индивида рассматривать объект с различных сторон одновременно (симультанность восприятия);
  • - как следствие установки индивида на одно определенное действие;
  • - шаблонность его оценок, повышенная склонность его к стереотипии.
Ключевые слова: Поведение
Источник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Культура и социальное поведение
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение
Мандель Б. Р., Аддиктология (ФГОС ВПО). Учебное пособие. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 536 с...
Общие закономерности формирования врожденных форм поведения
...
Саморегуляция поведения
...
Преодолевающее поведение
Юрьева Л.Н., Кризисные состояния
Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Саморегуляция социального поведения
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Медицинские аспекты системной организации поведения
...
Оставить комментарий