Общие закономерности формирования приобретенного поведения

Поведение животных в изменяющейся среде характеризуют следующие особенности.

  1. Выраженная ориентировочно-исследовательская деятельность, приспособительное значение которой состоит в извлечении генетических и ранее приобретенных навыков для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее не известной обстановке.
  2. На основе механизмов условных рефлексов животные связывают с удовлетворением потребности только определенные наиболее информационно значимые раздражители внешнего мира. Импринтинговый механизм формирования акцептора результата действия продолжается всю жизнь.
  3. Программирование поведения в изменяющейся среде носит динамический, а иногда временный характер и существенно зависит от подкрепления. В случае если те или иные сигналы внешнего мира перестают связываться с последующим подкреплением, они теряют свое сигнальное значение, и животные начинают реагировать на другие сигналы, более надежные в плане удовлетворения ведущей потребности.
  4. Динамическое программирование поведения по сравнению с жестким программированием характеризуется разветвленным и более обогащенным аппаратом акцептора результатов действия, позволяющим животным более надежно предвидеть свойства потребного результата и способы его достижения. При этом оказывается возможным программирование результата на отдаленное время в будущем.
  5. Совершенствование системных квантов поведения в процессе обучения животных и общение их с окружающей средой наряду с обогащением аппарата программирования поведения - акцептора результата действия включает совершенствование исполнительного аппарата, тех средств, с помощью которых индивидуум достигает жизненно важных результатов, удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей.

Системогенез поведенческих актов
Совершенствование системных квантов поведения по мере обучения индивидов удовлетворению их жизненно важных потребностей рассматривается как системогенез поведенческих актов. Соматовегетативное обеспечение однотипных системных квантов меняется в процессе выработки навыков, их упрочения, автоматизации и угашения. Системогенез поведенческого акта в первую очередь затрагивает такие узловые стадии системной архитектуры поведенческих актов, как формирование акцептора результатов действия и афферентный синтез.

Материалы по теме
Когнитивная и когнитивно-поведенческая психотерапия
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Виды реакций при действии экстремальных факторов
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний...
Методика эффективного и рационального поведения с трудными оппонентами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
...
Копинг-поведение у подростков
...
Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Основные стратегии и стили конфликтного поведения
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий