Общие закономерности формирования приобретенного поведения

Поведение животных в изменяющейся среде характеризуют следующие особенности.
1. Выраженная ориентировочно-исследовательская деятельность, приспособительное значение которой состоит в извлечении генетических и ранее приобретенных навыков для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее не известной обстановке.
2. На основе механизмов условных рефлексов животные связывают с удовлетворением потребности только определенные наиболее информационно значимые раздражители внешнего мира. Импринтинговый механизм формирования акцептора результата действия продолжается всю жизнь.
3. Программирование поведения в изменяющейся среде носит динамический, а иногда временный характер и существенно зависит от подкрепления. В случае если те или иные сигналы внешнего мира перестают связываться с последующим подкреплением, они теряют свое сигнальное значение, и животные начинают реагировать на другие сигналы, более надежные в плане удовлетворения ведущей потребности.
4. Динамическое программирование поведения по сравнению с жестким программированием характеризуется разветвленным и более обогащенным аппаратом акцептора результатов действия, позволяющим животным более надежно предвидеть свойства потребного результата и способы его достижения. При этом оказывается возможным программирование результата на отдаленное время в будущем.
5. Совершенствование системных квантов поведения в процессе обучения животных и общение их с окружающей средой наряду с обогащением аппарата программирования поведения - акцептора результата действия включает совершенствование исполнительного аппарата, тех средств, с помощью которых индивидуум достигает жизненно важных результатов, удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей.

Системогенез поведенческих актов

Совершенствование системных квантов поведения по мере обучения индивидов удовлетворению их жизненно важных потребностей рассматривается как системогенез поведенческих актов. Соматовегетативное обеспечение однотипных системных квантов меняется в процессе выработки навыков, их упрочения, автоматизации и угашения. Системогенез поведенческого акта в первую очередь затрагивает такие узловые стадии системной архитектуры поведенческих актов, как формирование акцептора результатов действия и афферентный синтез.