Социальные нормы и их сущность

Девиантное поведение всегда связанно с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе нормам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Как известно, система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы в обществе выполняют различные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, воспитательную, информационную и др. В соответствии с нормами индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют свое поведение. Именно в регулировании сознания и поведения заключается суть социальных норм. Регулирование происходит в соответствии с господствующими идеологией, системой ценностей, потребностей, интересов. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Каковы же механизмы воздействия социальных норм на личность? Социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно активно это происходит на ранних этапах развития ребенка. Нормы в соответствии с общими психологическими представлениями присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» - в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. М. Смит конкретизировал структуру аттитюда, выделив три известных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности - его личностный смысл. В диспозиционной концепции регуляции социального поведения. В.А. Ядова выделяются четыре уровня диспозиций (социальных установок):

  1. простейшие ситуативные поведенческие установки;
  2. социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
  3. диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
  4. система высших ценностных ориентаций личности регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.

Социальные нормы действенны лишь в том случае, когда они становятся компонентом индивидуального сознания. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.

Свойствами социальных норм являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность):
  • динамичность (изменчивость);
  • оптимальность;
  • организующая, регулирующая способность;
  • коррекционно-воспитательная способность др.

Выделяют несколько подходов к оценке поведенческой нормы:

  • социальный;
  • психологический;
  • этнокультуральный;
  • возрастной;
  • тендерный;
  • профессиональный;
  • психиатрический.

Поскольку не все отклонения от «нормы» могут быть деструктивными, есть и недеструктивные варианты; в любом случае нарастание отклоняющегося поведения свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и может находить свое выражение как в негативных формах, так и отражать возникновение нового социального мышления, новых стереотипов поведения. Так как «девиантным» признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и тоже время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежи, правила поведения «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, следовательно, относительно и девиантное поведение. Исходя из Самых общих представлений, девиантное поведение определяется как поступок, действия человека и как социальное явление, Предметом изучения психологии девиантного поведения являются причины девиантного поведения, ситуационные реакции, психические состояния, а также особенности развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе.

Темы: Социум
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Процесс социального мышления
...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Массовое поведение
Фролов С.С., Основы социологии
Религиозные организации и поведение, функции религии
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Социальный капитал: общественный или индивидуальный?
...
Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
Ритерман Т.П., Социология
Виды социальных процессов
Фролов С.С., Основы социологии
Общество как социокультурная система
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Оставить комментарий