Если при исследовании мышления как процесса решения логико-математических задач распространенной практикой является изучение протоколов решения, их пошаговый анализ (С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров), то подобных исследований социального мышления, кажется, вовсе нет. Исследование сложного процесса сводится к изучению его элементарных проявлений - принятия решений, осуществление выбора и др. В то же время все мы по собственному опыту знаем, в каких сложных социальных ситуациях может оказаться человек и каким напряженным и сложным может стать поиск выхода. Кстати, «поиск выхода из сложной ситуации» — одна из наиболее распространенных форм социального мышления. Лишь как повод для дальнейших размышлений укажем на возможные формы когнитивной и поведенческой активности человека в процессе социального мышления:
- осмысление существования реальной задачи и необходимости ее решения;
- формулировка задачи, определение ситуации, в которой развертываются события;
- сбор информации с помощью бесед, наблюдений, анализа продуктов деятельности и других методов;
- реконструкция предшествующих событий;
- создание картины события, его нынешнего эпизода, (действующие лица, обстоятельства);
- создание сценария развития события, т.е. перспективы события;
- критическая оценка имеющейся информации;
- обдумывание своих собственных шагов и действий;
- интерпретация новых данных и возможная реконструкция созданной картины события;
- реализация различных форм собственной активности (рискованное поведение, совладающее поведение, саморегуляция эмоциональных состояний, рефлексивное взаимодействие;
- анализ ситуации в разных смысловых контекстах.
Получаемые в столь сложных формах познавательной активности потоки информации должны быть каким-либо способом интегрированы в единое целое. На этом пути не обойтись без целого арсенала средств, способствующих решению подобных задач. Это всевозможные схемы, прототипы, способы представления событий, планы, алгоритмы, сценарии, имитационные модели, речевые жанры, формы совместной деятельности, процедуры принятия решений и другие. Культура социального мышления предполагает его обязательное оснащение подобными средствами.
При подобном понимании социального мышления средствами, интегрирующими социальный опыт, становятся и формы общения, и формы деятельности. Развитие социального мышления происходит вместе с развитием сложности тех диалогов и диалоговых форм взаимодействия, в которые оказывается включенным индивид. Например, развивается репертуар современных форм простого реплицирования (просьб, команд, указаний, предостережений и пр), а также форм монологического и диалогического общения. В последнем случае это - циклы как простые, так и сложные. Одновременно совершенствуется функциональная структура монологического сознания, развиваются функциональные возможности внутреннего плана действий.
Социальное мышление формируется параллельно развитию формально-логического мышления. Но не останавливается, а продолжает развиваться и после того, как мышление формально-логическое оказывается сформированным. Иными словами, социальное мышление развивается или может развиваться и у взрослого. Точнее, оно может развиваться всю жизнь.