Мыслительная деятельность

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной деятельности осуществляется оперирование информационными процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.

Узловые механизмы мыслительной деятельности

С позиций общей теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные системные узловые компоненты:

  • результат как ведущий системообразующий фактор мыслительной деятельности человека;
  • оценку результата мыслительной деятельности с помощью обратной афферентации;
  • системоорганизующую роль исходных биологических и социальных потребностей и формирующихся на их основе доминирующих мотиваций в построении мыслительной деятельности;
  • программирование мыслительной деятельности с помощью аппарата акцептора результата действия на основе механизмов афферентного синтеза и принятия решения;
  • эффекторное выражение мыслительных процессов через поведение, соматовегетативные компоненты и через специально организованный аппарат речи.

Информационные эквиваленты мыслительной деятельности

Операционная архитектоника мыслительной деятельности строится на основе эмоциональных и словесных эквивалентов действительности. С позиций системной организации мыслительной деятельности информационное наполнение функциональных систем психического уровня определяют соответствующие адаптивные для деятельности человека результаты. В случае если результаты деятельности имеют только физические параметры, то и соответствующие организуемые ими функциональные системы психической деятельности строятся на информационных эквивалентных физических свойствах этих результатов. В случае, если результаты деятельности имеют речевые, словесные параметры, соответствующие функциональные системы психической деятельности строятся на информационной словесной основе.

Только у человека информационный эквивалент функциональных систем психической деятельности связан с речевой функцией. У животных эти процессы ограничиваются физическими и эмоциональными уровнями.

Эмоциональная основа психической деятельности

Процесс мышления непрерывно сопровождается субъективными эмоциональными переживаниями человеком своих потребностей и субъективным отношением к воздействию факторов внешней среды с целью удовлетворения этих потребностей.

С помощью эмоций осознаются и следы памяти. Эмоциями человек оценивает свои потребности, действие факторов внешней среды, отношение к предметам и другим индивидам и, наконец, удовлетворение потребностей.

Психические потребности так же, как и биологические, как правило, сопровождаются эмоциональными ощущениями негативного характера, а удовлетворение потребностей - разнообразными положительными эмоциями. На основе неоднократных удовлетворений однотипных психических потребностей формируется предвидение положительной эмоции удовлетворения потребности за счет ее включения в аппарат акцептора результата действия.

В определенной ситуации предвидятся и отрицательные эмоции, что, в конечном счете, создает вероятностное прогнозирование эмоциональных состояний. Системная организация мышления на эмоциональной основе генетически детерминирована.

Она проявляется уже у новорожденных, у слепоглухонемых, а также у людей, находящихся в кругу лиц, говорящих на чужом для них языке.

На сильных эмоциональных ощущениях строятся патологические влечения к алкоголю и наркотическим веществам.

Словесная основа мыслительной деятельности

Словесное квантование мышления присуще только человеку. Оценка человеком потребностей и их удовлетворение, а также разнообразных внешних воздействий на организм наряду с эмоциональными ощущениями осуществляется с помощью языковых символов, фраз, словесных понятий устного и письменного характера. Этот уровень мышления требует специального обучения, в первую очередь языку. С помощью языковых символов мысли реализуются в дискретные фразы, которые могут составлять внутреннюю речь, а также трансформироваться во внешнюю речь и поступки.

Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной основе по сравнению с эмоциональной деятельностью, приобретает качественно новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника сохраняет все типичные черты функциональной системы.

Асимметрия мозга в процессах мыслительной деятельности. Правое полушарие определяет преимущественно чувственный, эмоциональный компонент психической деятельности. Левое полушарие определяет функции языка и речи.

Структурные основы мыслительной деятельности. Процессы мыслительной деятельности и речь человека связаны с деятельностью различных структур мозга. Выявить участие структур мозга в этих процессах позволяют клинические наблюдения.

Агнозия. При поражении затылочных отделов коры мозга человек видит предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их.

При нарушении височных отделов коры мозга наблюдается слуховая агнозия. Такие больные теряют способность воспринимать смысл речи собеседника.

При поражении верхней теменной коры у больных проявляется тактильная агнозия - субъекты теряют способность узнавать предметы при их ощупывании, хотя ощущают прикосновение.
Апраксия. При повреждении двигательной области коры у человека наблюдается нарушение целенаправленного действия, хотя он понимает, что нужно сделать. «Praxis» - действие. Больной не может зажечь спичку, разрезать яблоко, застегнуть пуговицы, хотя руки его не парализованы.

Афазия. Нарушение речи; моторная афазия развивается при нарушении функций нижней лобной извилины левого полушария (лобная афазия Брока). Больной понимает речь собеседника, однако его собственная речь крайне затруднена или полностью отсутствует. При этом утрачивается способность читать вслух. У больных нарушены эфферентные процессы формирования речи.

Сенсорная афазия - возникает при нарушении заднего полюса верхней височной коры (височная афазия Вернике). При этом у больных нарушаются процессы восприятия речи: они перестают понимать как слышимую, так и письменную речь. Такие люди утрачивают способность читать про себя (алексия) и воспринимать музыку (амузия). У больных нарушены механизмы акцептора результата действия и способность оценивать достигнутый результат психической деятельности.

Другие нарушения наблюдаются при поражении теменной коры: больные забывают отдельные слова,'чаще имена существительные, не могут вспомнить нужные слова и замещают их длинным описанием. При этом наблюдается и расстройство счета (акалькулия). У больных нарушен механизм оперативной памяти.

При двустороннем повреждении основания височных и затылочных долей коры наблюдается необычная агнозия: больные перестают узнавать людей по лицам (прозоагнозия), но распознают их по голосам, что проявляется вегетативными реакциями. В этом случае избирательно страдает зрительный параметр оценки знакомых личностей.
При повреждении угловой извилины у больных затруднено письменное понимание и восприятие картин (аномическая афазия). В этом случае нарушена передача зрительной информации к зоне Вернике.

Морфофункционалыше основы опознания зрительного объекта
Динамика опознания субъектом зрительного объекта и его воспроизведение может быть представлена следующим образом.

Первичное опознавание и оценка зрительного объекта происходят в первичной зрительной коре. Отсюда возбуждение распространяется в угловую извилину и из нее в височную зону Вернике, где объект оценивается на основе ранее приобретенных словесных понятий и знаний. Из зоны Вернике возбуждение распространяется в зону Брока и к речедвигательным структурам моторной коры, которые определяют произнесение названия предмета.

Функции речи у правшей и левшей. Функции речи у правшей, как правило, связаны с деятельностью левого полушария, которое определяет процессы последовательной аналитической деятельности. Правое полушарие у правшей определяет пространственно-временные соотношения, например, узнавание лиц, идентификацию объектов по их форме, узнавание мелодий.

Ключевые слова: Мышление, Деятельность
Материалы по теме
Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Стили деятельности и способности
...
Операции и формы мышления
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Сферы человеческой деятельности
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Особенности игровой деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
Стили педагогической деятельности
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
История развития мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Комментарии
Аватар пользователя Даниил
Даниил

Отличная статья, краткая и при этом исчерпывающая и интересная! Спасибо автору!

Оставить комментарий