Основные задачи психологического анализа деятельности состоят в познании роли психики человека в его деятельности, а также влияния деятельности на психику и личностные характеристики индивида.
При анализе деятельности придерживаются трех взаимосвязанных методологических подходов:
- генетического, требующего в качестве исходной позиции выбирать обусловленность деятельности социальной составляющей;
- структурно-функционального, предполагающего разложение реальной деятельности на отдельные составляющие, специфические «единицы» анализа;
- динамического, предусматривающего изучение деятельности с позиций ее развития.
Деятельность нельзя рассматривать как совокупность простых реакций на внешние воздействия (сигналы, раздражители). Это целостный, системный процесс, порождаемый психикой индивида. Тем не менее в целях анализа деятельности осуществляют ее декомпозицию, т. е. выделяют в ней отдельные структурные составляющие.
В качестве основных структурных единиц анализа деятельности принимаются действия, операции и психофизиологические функции.
Действие - элемент деятельности, направленный на решение простой текущей задачи, которая имеет достаточно самостоятельную цель, частную относительно самой деятельности. Цель здесь выступает как желаемый результат действия (например, выключение телевизора). Для действия характерны:
- неразрывная связь с сознанием (в форме постановки и удержания цели);
- активность как свойство самого субъекта (в отличие от «реактивности» как свойства воздействующего на него стимула);
- предметность (направленность на изменение состояний или свойств внешнего предметного мира).
Различают сенсорные, волевые, моторные, мыслительные действия.
Операция - конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими типами операций. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности. Например, запоминание цифровой информации можно осуществить либо разложением ее на отдельные части, либо использованием каких-либо мнемонических правил или ассоциаций.
Операции могут быть реализованы на уровне слабой осознанности в виде автоматических действий и навыков. Это возможно после продолжительных тренировок. Операции и действия могут легко трансформироваться друг в друга. Это затрудняет их различение. Основным отличительным признаком действия является его обязательная осознанность.
Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки для реализации психических процессов, и средства деятельности. Это осуществляется: на основе генетически обусловленных физиологических механизмов. Без «патронажа» психофизиологических функций невозможны моторные действия, ощущения и др. Например, разрушение врожденной мнемонической функции (корсаковский синдром) исключает возможность запоминания любых событий.
В проблеме деятельности до сих пор не преодолено противопоставление психологии и физиологии. Разумное разрешение этого позиционного конфликта состоит из признания того, что психическое и: физиологическое представляют собой одну и ту же рефлекторную активность, изучаемую в различных аспектах. Попытки расстановки приоритетов в этом вопросе неуместны в научном плане. В деятельности: удовлетворяются не только биологические и физиологические потребности человека, но и психологические. С одной стороны, чтобы быть здоровым, человек, включаясь в деятельность, должен обеспечить себя всем необходимым (питанием, одеждой, жильем и др.). С другой же - продолжительная деятельность, к которой у человека «не лежит душа», подрывает его здоровье.