Задачи и элементы психологического анализа деятельности

Основные задачи психологического анализа деятельности состоят в познании роли психики человека в его деятельности, а также влияния деятельности на психику и личностные характеристики индивида.

При анализе деятельности придерживаются трех взаимосвязанных методологических подходов:

  • генетического, требующего в качестве исходной позиции выбирать обусловленность деятельности социальной составляющей;
  • структурно-функционального, предполагающего разложение реальной деятельности на отдельные составляющие, специфические «единицы» анализа;
  • динамического, предусматривающего изучение деятельности с позиций ее развития.

Деятельность нельзя рассматривать как совокупность простых реакций на внешние воздействия (сигналы, раздражители). Это целостный, системный процесс, порождаемый психикой индивида. Тем не менее в целях анализа деятельности осуществляют ее декомпозицию, т. е. выделяют в ней отдельные структурные составляющие.

В качестве основных структурных единиц анализа деятельности принимаются действия, операции и психофизиологические функции.

Действие - элемент деятельности, направленный на решение простой текущей задачи, которая имеет достаточно самостоятельную цель, частную относительно самой деятельности. Цель здесь выступает как желаемый результат действия (например, выключение телевизора). Для действия характерны:

  • неразрывная связь с сознанием (в форме постановки и удержания цели);
  • активность как свойство самого субъекта (в отличие от «реактивности» как свойства воздействующего на него стимула);
  • предметность (направленность на изменение состояний или свойств внешнего предметного мира).

Различают сенсорные, волевые, моторные, мыслительные действия.

Операция - конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими типами операций. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности. Например, запоминание цифровой информации можно осуществить либо разложением ее на отдельные части, либо использованием каких-либо мнемонических правил или ассоциаций.

Операции могут быть реализованы на уровне слабой осознанности в виде автоматических действий и навыков. Это возможно после продолжительных тренировок. Операции и действия могут легко трансформироваться друг в друга. Это затрудняет их различение. Основным отличительным признаком действия является его обязательная осознанность.

Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки для реализации психических процессов, и средства деятельности. Это осуществляется: на основе генетически обусловленных физиологических механизмов. Без «патронажа» психофизиологических функций невозможны моторные действия, ощущения и др. Например, разрушение врожденной мнемонической функции (корсаковский синдром) исключает возможность запоминания любых событий.

В проблеме деятельности до сих пор не преодолено противопоставление психологии и физиологии. Разумное разрешение этого позиционного конфликта состоит из признания того, что психическое и: физиологическое представляют собой одну и ту же рефлекторную активность, изучаемую в различных аспектах. Попытки расстановки приоритетов в этом вопросе неуместны в научном плане. В деятельности: удовлетворяются не только биологические и физиологические потребности человека, но и психологические. С одной стороны, чтобы быть здоровым, человек, включаясь в деятельность, должен обеспечить себя всем необходимым (питанием, одеждой, жильем и др.). С другой же - продолжительная деятельность, к которой у человека «не лежит душа», подрывает его здоровье.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Определение деятельности как базовой категории психологии
...
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Принцип единства сознания и деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Слушание как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий