Задачи и элементы психологического анализа деятельности

Основные задачи психологического анализа деятельности состоят в познании роли психики человека в его деятельности, а также влияния деятельности на психику и личностные характеристики индивида.

При анализе деятельности придерживаются трех взаимосвязанных методологических подходов:

  • генетического, требующего в качестве исходной позиции выбирать обусловленность деятельности социальной составляющей;
  • структурно-функционального, предполагающего разложение реальной деятельности на отдельные составляющие, специфические «единицы» анализа;
  • динамического, предусматривающего изучение деятельности с позиций ее развития.

Деятельность нельзя рассматривать как совокупность простых реакций на внешние воздействия (сигналы, раздражители). Это целостный, системный процесс, порождаемый психикой индивида. Тем не менее в целях анализа деятельности осуществляют ее декомпозицию, т. е. выделяют в ней отдельные структурные составляющие.

В качестве основных структурных единиц анализа деятельности принимаются действия, операции и психофизиологические функции.

Действие - элемент деятельности, направленный на решение простой текущей задачи, которая имеет достаточно самостоятельную цель, частную относительно самой деятельности. Цель здесь выступает как желаемый результат действия (например, выключение телевизора). Для действия характерны:

  • неразрывная связь с сознанием (в форме постановки и удержания цели);
  • активность как свойство самого субъекта (в отличие от «реактивности» как свойства воздействующего на него стимула);
  • предметность (направленность на изменение состояний или свойств внешнего предметного мира).

Различают сенсорные, волевые, моторные, мыслительные действия.

Операция - конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими типами операций. Выбор той или иной операции определяется конкретной ситуацией и индивидуальными особенностями субъекта деятельности. Например, запоминание цифровой информации можно осуществить либо разложением ее на отдельные части, либо использованием каких-либо мнемонических правил или ассоциаций.

Операции могут быть реализованы на уровне слабой осознанности в виде автоматических действий и навыков. Это возможно после продолжительных тренировок. Операции и действия могут легко трансформироваться друг в друга. Это затрудняет их различение. Основным отличительным признаком действия является его обязательная осознанность.

Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки для реализации психических процессов, и средства деятельности. Это осуществляется: на основе генетически обусловленных физиологических механизмов. Без «патронажа» психофизиологических функций невозможны моторные действия, ощущения и др. Например, разрушение врожденной мнемонической функции (корсаковский синдром) исключает возможность запоминания любых событий.

В проблеме деятельности до сих пор не преодолено противопоставление психологии и физиологии. Разумное разрешение этого позиционного конфликта состоит из признания того, что психическое и: физиологическое представляют собой одну и ту же рефлекторную активность, изучаемую в различных аспектах. Попытки расстановки приоритетов в этом вопросе неуместны в научном плане. В деятельности: удовлетворяются не только биологические и физиологические потребности человека, но и психологические. С одной стороны, чтобы быть здоровым, человек, включаясь в деятельность, должен обеспечить себя всем необходимым (питанием, одеждой, жильем и др.). С другой же - продолжительная деятельность, к которой у человека «не лежит душа», подрывает его здоровье.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Ведущая деятельность младшего школьника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Уровни анализа трудовой деятельности
Пряжников Н.С., Психология труда
Действие как единица деятельности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Психология деятельности
Гуревич П.С., Психология
Темперамент и индивидуальные стили деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Трудовая деятельность младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Игра как вид деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Мотивация и деятельность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий