Стили деятельности и способности

Относительно соотношения стилей деятельности и способностей существуют различные мнения. В. С. Мерлин рассматривает первые как разновидность проявления вторых.

Г. Уиткин, наоборот, выдвинул пять критериев, по которым отличаются понятия стиль и способность.

  1. Способность рассматривается в связи с содержанием и уровнем выполнения задания; стиль же выступает как способ выполнения задания, т. е. разные стили могут обеспечить одинаково высокую продуктивность исполнения.
  2. Способность униполярна, стиль - биполярное образование, причем оба полюса (противоположные стили) выступают как равноценные в плане своих адаптивных возможностей.
  3. Способности имеют ценностный контекст (т. е. оцениваются как хорошие или плохие); к стилю же неприменимы оценочные суждения, так как представители каждого стиля имеют преимущества в тех ситуациях, где их типические особенности способствуют более эффективному поведению.
  4. Способность изменчива во времени, стиль же является устойчивой характеристикой индивидуума.
  5. Способность специфична по отношению к определенной деятельности^ стиль проявляется генерализованно в различных сферах деятельности.

Не со всеми положениями Г. Уиткина следует согласиться (способности возможно также рассматривать биполярно: плохие - хорошие; кроме того, одна и та же способность может проявляться, как и стиль, в разных видах деятельности), но в целом он прав. Стиль может формироваться с учетом способностей человека, содействовать их проявлению, но не подменяет их ( Ильин Е.П.).

Ключевые слова: Деятельность, Способности
Материалы по теме
Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Виды речевой деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Структура способностей
...
Текст как продукт речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Технические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Структура деятельности
Штейнмец А.Э., Общая психология
Что такое способности?
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Понятие профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Оставить комментарий