Стили деятельности и способности

Относительно соотношения стилей деятельности и способностей существуют различные мнения. В. С. Мерлин рассматривает первые как разновидность проявления вторых.

Г. Уиткин, наоборот, выдвинул пять критериев, по которым отличаются понятия стиль и способность.

  1. Способность рассматривается в связи с содержанием и уровнем выполнения задания; стиль же выступает как способ выполнения задания, т. е. разные стили могут обеспечить одинаково высокую продуктивность исполнения.
  2. Способность униполярна, стиль - биполярное образование, причем оба полюса (противоположные стили) выступают как равноценные в плане своих адаптивных возможностей.
  3. Способности имеют ценностный контекст (т. е. оцениваются как хорошие или плохие); к стилю же неприменимы оценочные суждения, так как представители каждого стиля имеют преимущества в тех ситуациях, где их типические особенности способствуют более эффективному поведению.
  4. Способность изменчива во времени, стиль же является устойчивой характеристикой индивидуума.
  5. Способность специфична по отношению к определенной деятельности^ стиль проявляется генерализованно в различных сферах деятельности.

Не со всеми положениями Г. Уиткина следует согласиться (способности возможно также рассматривать биполярно: плохие - хорошие; кроме того, одна и та же способность может проявляться, как и стиль, в разных видах деятельности), но в целом он прав. Стиль может формироваться с учетом способностей человека, содействовать их проявлению, но не подменяет их ( Ильин Е.П.).

Ключевые слова: Деятельность, Способности
Материалы по теме
Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Виды речи как деятельности
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Деятельностный подход в отечественной психологии
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Связь одаренности со склонностью к определенному виду творческой деятельности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Строение деятельности человека
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Способности как интегральное личностное образование
...
Перевод как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Математические способности
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий