Требования к условиям труда, типичное влияние этих условий на психические состояния работников достаточно изучены. Однако не у всех людей одни и те же условия труда вызывают одинаковые состояния. Отсюда возникает необходимость проектировать или совершенствовать условия труда применительно к индивидуальным особенностям сотрудников.
Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся также способы и приемы организации психической деятельности, например, способы умственных действий, организации внимания и т.п.
Основным в этих способах и приемах является своеобразное соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности. В одних случаях мысленный план действий очень детализирован и большей частью формируется до процесса их осуществления, а в процессе выполнения изменяется незначительно. В других случаях мысленный план действий, создаваемый до их осуществления, имеет схематический характер, а в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. В первом варианте познавательная, ориентировочная деятельность осуществляется главным образом до выполнения и, лишь затем, сочетается с исполнительной. Во втором - познавательная, ориентировочная деятельность протекает, как правило, одновременно и в связи с исполнительной.
В зависимости от этого основного признака индивидуального стиля находится и различное соотношение контрольной и исполнительной деятельности. Если познавательная, ориентировочная деятельность в большей степени осуществляется до выполнения, то контролирующие действия занимают большее место в процессе выполнения. В обратном случае их удельный вес меньше.
Оба эти типа индивидуального стиля наблюдаются при выполнении как физического, так и умственного труда, в практической и теоретической деятельности, при решении задач различной степени сложности и у людей различных возрастов. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что любая деятельность человека в обязательном порядке требует органической связи и единства ориентировочной, контролирующей и исполнительной деятельности. Во-вторых, тем, что характер и форма этой связи в любой деятельности определяются наиболее общими и типичными свойствами нервной системы - силой и подвижностью нервных процессов.
Следующий признак индивидуального стиля заключается в том, что характерные для него способы и приемы действия имеют обобщенный характер. Они применяются одним и тем же человеком не в какой-либо специфической ситуации деятельности или при разрешении каких-либо специфических задач, а в самых различных ситуациях и даже в различных видах деятельности.
Наконец, успешные индивидуальные приемы и способы выполнения формируются лишь при условии активного положительного отношения к деятельности.
В. Г. Лоос изучал психологическое воздействие заданного и самостоятельно регулируемого темпа. Сравнивая конвейерные линии с различными темповыми характеристиками, он пришел к выводу, что повышение принудительного темпа служит причиной усиления отрицательного отношения к данной работе.
Эксперименты, проведенные автором, показали, что регулируемый темп более производителен и вызывает меньшее утомление. В.Г. Лоос называет несколько типов самостоятельного регулирования темпа, которые могут находить применение в производственных условиях:
- индивидуально регулируемый темп, когда исполнитель может управлять скоростью работы, руководствуясь в основном своими возможностями и желаниями;
- хотя каждый исполнитель и управляет непосредственно темпом своей работы, но уже должен соотносить его с действиями других работников;
- коллективное регулирование темпа, где скорость работы изменяется по коллективно разработанной программе.
В связи с последним типом регуляции темпа В.Г. Лоос рассматривает предложение о формировании бригады из людей «с равным природным темпом».
Гибкий график работы является одним из условий оптимизации режима труда в соответствии с индивидуальными колебаниями работоспособности, например, у «жаворонков» и «сов».
Принцип индивидуального регулирования может быть применен при рационализации освещенности рабочего места. Известно, что уровень освещенности не только определяет скорость и точность восприятия. Свет является также эстетическим фактором производственной среды, оказывающим влияние на настроение работающих. Однако есть категория людей, которые плохо переносят сильную освещенность. Это лица со слабым типом высшей нервной деятельности.
Задача индивидуализации условий труда должна решаться и в тех случаях, когда эти условия различаются требованиями к коммуникативным свойствам личности.
Индивидуализация условий труда является одним из резервов повышения его производительности. Способами такой индивидуализации могут быть индивидуальное регулирование, выбор одного из типовых вариантов или подбор рабочего поста, задания в соответствии с индивидуальными особенностями работника. Эти способы могут быть использованы в процессе рационализации и, особенно, проектирования различных элементов производственной среды (освещенности рабочего места, темпа и режима труда, автоматизированности, функциональной музыки и др.), объединяемых общим понятием «условия труда». Проводить такую работу на предприятии должен психолог, имеющий специальное психологическое образование.