Социальное мышление как решение задач

Стоящие перед социальным мышлением задачи - это задачи, решаемые человеком в его каждодневной жизни, касающиеся конкретных реальных индивидов, которые своим присутствием составляют существенный момент условий задачи. Социальное мышление это добывание знаний о конкретном человеке, каким является и сам субъект мышления и те индивиды, с которыми он взаимодействует.

Социальный интеллект, т.е. интеллект конкретный не может рассматривать социальные задачи как абстракции, поскольку имеет дело с реальными людьми, реальными проблемами, например, моральными. Людей нельзя превратить в крестики и нолики и совершать с ними арифметические действия. Поступок личности не является логическим выводом из некоторого количества аксиом.

Важнейший момент социальной задачи составляют ее этические и моральные аспекты. Физические или математические задачи в своих условиях морально-этические аспекты не содержат. Эрик Фромм счел даже возможным назвать современную ф психологию аморальной, имея в виду игнорирование этой психологией моральных проблем.

Ж.Пиаже так же в определенной степени осознал существование двух типов задач и провел свое исследование развития морального сознания ребенка, не объединяя это исследование с другими сериями своих исследований интеллекта. Он не осмелился в едином тексте рассмотреть закономерности понимания ребенком сохранности количества вещества и закономерности формирования представлений о добре и зле, справедливости, мотивах поступков и т.п. По результатам исследований развития морального сознания Ж. Пиаже можно сделать вывод о том, что развитие морального сознания не является прямым следствием развития академического, или, как его еще называют, абстрактного интеллекта. Скорее можно говорить о некоторой параллельности в развитии этих типов интеллекта. С нашей точки зрения моральное сознание является ядром социального интеллекта. Моральные суждения детей не образуют формально-логические заключения и выводы. Все это свидетельствует о существовании специфических задач, связанных с познанием человека. «Личность и вещь» — такую оппозицию постоянно имел в своей голове М.М.Бахтин, размышляя о методологических проблемах гуманитарных наук. Познание людей не сводимо к познанию вещей. Такого рода идеи можно найти и в самых ранних работах М.М. Бахтина, и в его последних, предсмертных текстах.

Ключевые слова: Социум, Мышление
Материалы по теме
Социальный интеллект и социальное мышление
...
Процесс социального мышления
...
Социально-экономические процессы России во второй половине XIX в.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Дивергентное мышление как креативная способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Индивидуальные стили мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Мышление и профессиональная деятельность
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Методологическое мышление
Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого
Понятие социальной группы
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Оставить комментарий