Программирование мыслительной деятельности

Программирование мыслительной деятельности может осуществляться человеком жестко, например, при унаследованных формах инстинктивной генетически детерминированной деятельности, связанной с удовлетворением биологических потребностей, деятельности, развертывающейся при специальных инструкциях, а также при автоматизированной деятельности в постоянных условиях существования.

Наряду с этим программирование психической деятельности может осуществляться гибко, динамически, особенно в условиях изменяющейся среды существования.

Жесткое программирование. В случае жесткого программирования мыслительной деятельности предвидятся все этапные и конечные результаты деятельности, и каждый последующий этап осуществляется только после получения субъектом полноценной афферентации от параметров достигнутого предыдущего результата. Процесс мышления при этом нередко осуществляется на подсознательном уровне.

Динамическое программирование. Динамические программы мыслительной деятельности строятся в изменяющихся условиях жизнедеятельности и в отличие от жестких программ включают в себя предвидение только наиболее значимых факторов внешней среды для удовлетворения психических потребностей человека.

Системные кванты мыслительной деятельности в изменяющихся условиях существования характеризуются выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью. При этом используются генетические и ранее приобретенные навыки для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее не известной обстановке.

Динамическое программирование мыслительной деятельности по сравнению с жестким программированием характеризуется более обогащенным и разветвленным аппаратом акцептора результата действия, позволяющим человеку с большим диапазоном предвидеть погребные результаты и способы их достижения. При этом возможно программирование результата на отдаленные отрезки времени в будущем.

Построение динамических программ мыслительной деятельности происходит в процессе обучения субъектов и общения их с окружающей средой. При этом наряду с обогащением акцептора результата действия происходит совершенствование исполнительного аппарата - тех средств, с помощью которых индивидуум достигает жизненно важных результатов -удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей. Таким образом, совершенствуется аппарат афферентного синтеза.

Ключевые слова: Мышление
Материалы по теме
Связь языка и мышления
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Мыслительная деятельность
...
Методики исследования мышления в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Общая характеристика мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Смысловое наполнение мышления. Осмысливание
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Развитие мышления младенца
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Основные виды мыслительных операций
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Технократическое (проективное) мышление
Зинченко В.П., Аффект и интеллект в образовании
Оставить комментарий