Программирование мыслительной деятельности

Программирование мыслительной деятельности может осуществляться человеком жестко, например, при унаследованных формах инстинктивной генетически детерминированной деятельности, связанной с удовлетворением биологических потребностей, деятельности, развертывающейся при специальных инструкциях, а также при автоматизированной деятельности в постоянных условиях существования.

Наряду с этим программирование психической деятельности может осуществляться гибко, динамически, особенно в условиях изменяющейся среды существования.

Жесткое программирование. В случае жесткого программирования мыслительной деятельности предвидятся все этапные и конечные результаты деятельности, и каждый последующий этап осуществляется только после получения субъектом полноценной афферентации от параметров достигнутого предыдущего результата. Процесс мышления при этом нередко осуществляется на подсознательном уровне.

Динамическое программирование. Динамические программы мыслительной деятельности строятся в изменяющихся условиях жизнедеятельности и в отличие от жестких программ включают в себя предвидение только наиболее значимых факторов внешней среды для удовлетворения психических потребностей человека.

Системные кванты мыслительной деятельности в изменяющихся условиях существования характеризуются выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью. При этом используются генетические и ранее приобретенные навыки для удовлетворения ведущих потребностей организма в новой, ранее не известной обстановке.

Динамическое программирование мыслительной деятельности по сравнению с жестким программированием характеризуется более обогащенным и разветвленным аппаратом акцептора результата действия, позволяющим человеку с большим диапазоном предвидеть погребные результаты и способы их достижения. При этом возможно программирование результата на отдаленные отрезки времени в будущем.

Построение динамических программ мыслительной деятельности происходит в процессе обучения субъектов и общения их с окружающей средой. При этом наряду с обогащением акцептора результата действия происходит совершенствование исполнительного аппарата - тех средств, с помощью которых индивидуум достигает жизненно важных результатов -удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей. Таким образом, совершенствуется аппарат афферентного синтеза.

Темы: Мышление
Материалы по теме
Мышление как творческий процесс
Штейнмец А.Э., Общая психология
Понятие как форма мышления
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Абстрактное мышление, как этап познавательной деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Мышление с позиций научных направлений в психологии
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Воображение и мышление
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Логическое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Язык как орудие мысли
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Оставить комментарий