Системогенез мыслительной деятельности

Мыслительные процессы в развитии человека подвержены выраженной системной трансформации. Мыслительная деятельность ребенка начинается с того, что сначала осознаются потребность и ее удовлетворение. Восприятие этих состояний ребенком сначала осуществляется с помощью специфических эмоций, как это происходит и у животных. Затем в процессе обучения человека эти состояния начинают ассоциироваться со специальными словами.

Запечатление. Системный процесс обучения ребенка строится на основе запечатления подкрепления и осуществляется на структурно-функциональной основе мотивации, отражающей соответствующую потребность. Сначала ребенок усваивает слово, обозначающее удовлетворение потребности, затем устанавливает связи удовлетворения потребности с окружающими его людьми, в первую очередь с родителями и со своими ощущениями потребности. В результате многократных удовлетворений однотипной потребности и ассоциации ее с определенным словом ребенок, в конце концов, начинает выражать потребность словом, присоединяя к нему впоследствии слова, отражающие желание.

Все эти процессы осуществляются на основе механизмов запечатления. Происходит обогащение эмоциональной основы системного кванта поведения словесными символами.

Подражание. В системном механизме запечатления важную роль играет процесс подражания. Подражание поступкам ведет впоследствии к подражанию речи. За счет подражания укрепляются приобретенные знания.

Формирование мысли. Наиболее ответственный момент процесса обучения - извлечение доминирующей мотивацией накопленного опыта, т.е. процесс формирования мысли. Этот процесс определяет качественный переход от пассивного запечатления ребенком действительности к активному воздействию на неё, освоению и преобразованию ее. При этом по опережающему типу формируется акцептор результата действия.

В процессе обучения создаются специальные системные кванты языка - ячейки, знаковые системы, характеризующие разнообразные потребности, степень их выраженности, способы удовлетворения и свойства подкрепляющего результата. Знаковые системы на основе запечатления могут охватывать обширные структуры мозга.

Системогенез мыслительной деятельности у человека определяется осознанием внутренних потребностей и их удовлетворения, словесными инструкциями, зрительными образами окружающей действительности, включая письменные знаки и механизмы памяти. Процесс умственного обучения происходит путем создания специальных стереотипов знания. Именно эти элементы системной деятельности впоследствии воспроизводятся мотивацией.

Темы: Мышление
Материалы по теме
Патология (нарушения) мышления. Виды и формы
Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,...
Формирование и развитие мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Мышление у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Мыслительные операции
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Мышление дошкольников
Абдурахманов Р.А., История психологии
Качества мышления и индивидуальные стили мышления
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Предмет психологии мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Понятие мышления и теории умственной логики
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий