Мышление, как познавательный процесс

Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В мышлении отражается Го, что составляет сущность предметов и явлений, но само не воздействует на человека, не может непосредственно ощущаться и восприниматься. Например, человек не может непосредственно охватить движение материи со скоростью света. В мышлении же он отражает эту сложную сущность материи.

Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания. Мышление необходимо рассматривать как процесс, а мысль как результат этого процесса.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.

Формирование понятий - это просто отличение «того, что похоже», от «того, что не похоже».

Усвоение понятий - это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно четыре основных этапа:
1. Понимание непонятности
2. Переработка вариантов решения
3. Выдвижение и перебор гипотез
4. PROFIT!!! (Решение задачи)

Содержание мышления многообразно.

Во-первых, оно проявляется через его операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение, умозаключение.
В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его вида.
В-четвертых, мышление проявляется через следующие способы.

Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу;

Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Выделяют также и основные барьеры мышления:
- самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;
- преклонение перед «авторитетами»;
- запреты, основанные на ложной аналогии («это похоже на создание вечного двигателя»).

Существует ряд основных способов их преодоления:
- анализ всего поля гипотез;
- метод морфологического анализа;
- метод «фокальных объектов»;
- метод целенаправленного видоизменения условия задачи.

По характеру мышления Карл Юнг выделял два типа людей:
- интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым);
- мыслительный (свойственна рациональность и преобладание левого полушария над правым, преобладание логики над чувствами).

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой обратимый непрерывный перевод информации с языка образов на язык символов.

Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для до понятийного мышления характерна своя логика и организация.

Выделяют творческое мышление. По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:
- оригинальностью, нетривиальностью, необычностью высказывания идей, ярко выраженным стремлением к интеллектуальной новизне;
- семантической гибкостью, то есть способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
- образной адаптивной гибкостью, то есть способностью изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
- семантической спонтанной гибкостью, то есть способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Основными препятствиями на пути творческого мышления являются:
- склонность к конформизму (желание быть похожим на других);
- внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других);
- ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости;
- желание найти ответ немедленно.

Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения).

Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям, совокупностью общих умственных способностей.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

Источник: 
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Темы: