Мышление и решение задач

Мышление и решение задач является одним из главных вопросов, который стоит перед психологией мышления. В психологии различаются понятия «задача» и «проблемная ситуация». Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей, т.е. задача — это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги, и т.д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно — это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию. Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда), это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей. Бывают ситуации, в которых новые данные и не могут быть найдены, в частности в научных исследованиях, в работах, опирающихся на результаты смежных наук. Так, изучая развитие мышления, Сеченов предположил, что сигнал, т.е. образ предмета, тесно связан с движениями глаз. Однако данных об этих движениях у него не было, они были получены только через несколько десятков лет, когда появилось необходимое для таких экспериментов оборудование.

Проблемная ситуация, как и задача, требует своего решения. Однако решение задач всегда происходит при помощи одного из описанных выше видов мышления. Проблемная ситуация же решается на основе воображения, тесно связанного с творческим, продуктивным мышлением. Ведь в этом случае необходимо найти способы преодоления дефицита информации, распространить имеющиеся данные на новые условия, вообразив их возможное развитие. Продуктивность мышления в этом случае связана не только с оригинальностью решения, но и с точностью прогноза, окончательная проверка которого, может быть, отстоит во времени, как это произошло, например, с работами Сеченова.

Если процесс творчества еще нуждается в дальнейшем исследовании, то процесс решения задачи достаточно хорошо изучен.

  1. Он начинается с ориентировки в условии, о которой мы уже говорили. Характер ориентировки и определяет вид мышления, который используется при решении задачи. Главным результатом ориентировки является ответ на вопросы — какие данные имеются и что требуется доказать, найти.
  2. На следующем этапе выдвигается гипотеза о том, каким же образом надо решать задачу, какие операции и в какой последовательности необходимо использовать.
  3. После этого наступает этап решения, т.е. последовательного чередования различных операций, символов, трансформации данных, что приводит к ответу.
  4. Последний этап — этап контроля, т.е. соотнесения полученного результата с тем, который должен быть найден. В том случае, если найден правильный ответ, процесс решения задачи завершен. В случае же несовпадения искомого и полученного результата субъект возвращается к этапу выдвижения и перебора гипотез, выбирая новую гипотезу и приступая к ее проверке.

В том случае, если поиск верного решения затягивается, как правило, есть смысл вернуться к первому этапу, так как неверные гипотезы являются следствием неправильной ориентировки в условии задачи. Возможно, что при таком возвращении станет понятно, что в данном случае перед нами задача, а проблемная ситуация, которая требует другого подхода — поиска недостающих данных, попытки экстраполяции, расширения имеющихся материалов на условия задачи, что связано уже с использованием воображения.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме
Дивергентное мышление
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Мотивация мыслительной деятельности
...
Классификация нарушений мышления
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Виды мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие мышления в филогенезе и онтогенезе
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Как мы думаем?
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Основные этапы процесса мышления
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Расстройства мышления
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий