В самом общем виде термин «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) означает столкновение мнений, убеждений, сил.
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Основы исследования социального конфяикта заложил немецкий социолог Георг Зиммель (1850–1918), который рассматривал развитие общества как процесс порождения новых культурных форм. Эти формы, постепенно устаревая, окостеневают и «сносятся» жизнью. В этом и заключается социальный конфликт между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры. Зиммель придает конфликту функциональный характер: социализация, вхождение индивида в общество, происходит через столкновение личных и общественных интересов, осознание индивидом социальных ценностей и норм также носит конфликтный характер. На групповом уровне функции конфликта проявляются в поддержании границ социальной группы, отторжении чужаков. Во внутригрупповых отношениях конфликт играет роль предохранительного клапана, «стравливающего» враждебные настроения и сохраняющего единство группы
У Г. Спенсера социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая, в свою очередь, определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов. Социальный дарвинизм вообще склонен механически переносить законы животного мира, борьбы за выживание в ограниченном пространстве на человеческое общество.
Не обходит проблему конфликта и марксистская теория. В экономической сфере, по мнению Маркса, существует постоянный конфликт между производительными силами и характером производственных отношений, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. В социальной сфере Маркс отдает ведущее место противостоянию антагонистических классов. Именно классовая борьба, классовый конфликт является движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития, вступает в следущую общественно-экономическую формацию.
М. Вебер придает конфликту ценностный характер. Для него общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни не разрушает, а в конечном счете стабилизирует общество, представляющее собой определенную иерархию статусных позиций.
В современной социологии существуют два основных взгляда на роль конфликтов в обществе.
По мнению представителей, например, чигагской школы Роберта Парка и Эрнста Берджесса, социальная система стремится к равновесию. Социальный конфликт существует как одна из форм социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением, ассимиляцией. Отсюда вытекает, что социальный конфликт носит временный, преходящий характер. Осознавая причины социального конфликта, люди упрочивают социальные связи, приспосабливаются друг к другу, ассимилируются в группу, где отдают предпочтение не конфликтам, а другим видам социального взаимодействия. Таким образом, социальный конфликт, с точки зрения Парка и Берджесса, – это форма достижения социального равновесия, а общество по большей части находится в бесконфликтном состоянии.
Другой подход, по которому социальный конфликт есть постоянное и необходимое явление в обществе, рисует совершенно противоположную картину. С точки зрения сторонников конфликтной модели общества, например Льюиса Козера (США) и Ральфа Дарендофа (Германия), социальный конфликт есть выражение устремлений индивидов и социальных групп к власти, изменению статуса, перераспределению доходов, переоценке ценностей. Социальный конфликт не только имманентно присущ каждому обществу — он выполняет определенные социальные функции. Социальный конфликт предотвращает «окостенение» социальной системы, он открывает дорогу новым формам — инновациям. По мнению Козера, в любом обществе существуют потенциальные возможности для конфликта, так как индивиды и социальные группы выдвигают определенные притязания на ресурсы и престижные позиции в социальной структуре. Ограниченность количества престижных статусов и объема ресурсов и служит постоянным источником конфликтов. Но в различных обществах по-разному воспринимаются антагонистичные, встречные претензии, а следовательно, и характер протекания конфликтов в них различен. Дарендорф считает, что социальный конфликт невозможно объяснить с точки зрения функционализма, приверженцем которого является Козер, ученик Р. Мертона; конфликтность общества детерминируется неопределенностью человеческого существования, неоднозначностью, вероятностным характером общественного развития. Общество по природе своей многообразно, противоречиво и находится в постоянном изменении, конфликте нового со старым. Изменения и конфликт являются не только необходимым злом, но и необходимым условием существования общества.
Социальный конфликт по-разному проявляет себя в разных социальных условиях. В открытых обществах, где проблемы ставятся и решаются публично, где существуют альтернативные программы развития, конфликты протекают и разрешаются плавно, ламинарно. Такое общество предохранено от социального взрыва своей открытостью, плюралистичностью. Здесь конфликт регулируемый. В закрытых обществах социальный конфликт протекает подспудно, постепенно накапливая «критическую массу», он разделяет людей на два враждебных лагеря и через революционное насилие «взрывает» социум.
Социологи изучают конфликты с помощью качественных и количественных характеристик. В роли таковых могут выступать следующие параметры:
Причины конфликта
Причины социальных конфликтов могут исходить из свойств человеческого характера, но затрагивать при этом интересы многих людей, целых социальных групп. Такие причины конфликтов называются психологическими.
Психологические причины конфликтов обычно проявляются как:
- несовместимость, антипатия;
- стремление к лидерству, к власти над людьми, которое может быть прикрыто социально позитивной оболочкой и представлено как стремление к порядку или, например, к улучшению условий труда, повышению его производительности.
Социальные причины конфликтов могут предстать в виде:
- столкновений статусов;
- борьбы за смену ценностей, идей;
- противоречий между материальными интересами.
По месту и охвату различных областей социальной пирамиды конфликты могут быть горизонтальными (протекают на одном социальном уровне, в одной страте) и вертикальными, которые охватывают две или несколько страт или целую область социальной пирамиды сверху донизу.
По характеру все конфликты подразделяются на:
- конфликты, имеющие контактный, открытый характер. Примерами таких кофликтов служат полемика, насилие, война, классовая борьба;
- конфликты, имеющие скрытый, бесконтактный для противоборствующих сторон характер. Это, например, интриги, заговоры, секретная дипломатия и т. д.
Длительность конфликтов может быть самая различная — от нескольких минут или дней до нескольких месяцев и лет. Более длительны, как правило, скрытые конфликты. Существуют и постоянные, хронические конфликты, например конфликт «отцов и детей», разных поколений существует в любом обществе.
Напряженность конфликта зависит от глубины социальных проблем, числа участников, их агрессивности или, наоборот, толерантности.
Формы социальных конфликтов
Конфликты обычно приобретают ту форму, испытывают воздействие того типа социальных отношений, в какой социальной среде, в какой сфере общества они происходят. По этому признаку они подразделяются на:
- экономический;
- административно-управленческий;
- политический;
- национальный;
- религиозный;
- военный и др.
По количеству участников социальные конфликты дифференцируются на:
- личностные (но с социальными, а не личными целями);
- групповые;
- классовые;
- этнические (между этносами одной нации);
- межгосударственные;
- межконфессиональные (религиозные);
- идеологические (из-за системы ценностей).
По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты, они классифицируются как межличностные, межгрупповые, социальные (т. е. на уровне одной нации), международные (между двумя или несколькими государствами) и всемирные (глобальные).
Наконец, конфликты различаются по движущим силам, в качестве которых могут выступать потребности индивидов и социальных групп, их интересы или ценности и т. д.
Социальные конфликты могут развиваться по-разному. Каждый имеет свои причины, характер, длительность, напряженность, количество участников и движущие силы. Каждый конфликт в своем развитии проходит определенные стадии, или этапы. Рассмотрим основные этапы социального конфликта.
Первый этап можно определить как «верхушка айсберга». Здесь видны только отдельные противоречия, недостатки, недовольства. Например, в СССР в период перестройки наблюдались недостатки в сфере обслуживания, люди жаловались на низкое качество товаров, однако противоречия во взглядах на права человека, на политическую, экономическую и правовую систему в целом еще явно не проявлялись (если не считать нонконформистов).
Второй этап можно условно назвать как «определение размеров айсберга». На этом этапе наблюдается нарастание дефектов то в одной, то в другой сфере, недостатков выявляется все больше (нехватка некоторых товаров, ухудшение работы пассажирского транспорта и др.), усиливается недовольство населения. Непринятие мер властями по устранению дефицитов и дефектов наглядно показывало действительные размеры системного кризиса, поразившего советское общество.
После этого наступил третий этап, который можно обозначить как «раскол айсберга». Он характеризовался осознанием широкой общественностью глубинных причин недостатков и вынесением вердикта: «Так жить нельзя», стремлением к серьезным реформам всей социальной системы. Наряду с этим в обществе выделяются группы консерваторов, считающих, что недостатки могут быть устранены без глубоких реформ, тем более без смены общественного строя. Так появляется причина социального конфликта — идеологические противоречия. Резко возрастает социальная активность людей, партий, групп. Общество раскалывается на две большие группы: «за» и «против» перемен (инноваций, реформ, смены элиты, наказания виновных и т. д.).
Этап «раскол айсберга» — характерное проявление социального конфликта в закрытом обществе. Здесь он носит ярко социальный, контактный, напряженный характер в отличие от конфликтов в открытом обществе, где явной поляризации социальных сил не наблюдается.