Как свидетельствует опыт человеческих отношений, конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Социальная психология выделяет весьма разнообразные их типы от микрогрупп до макрогрупп. Групповые конфликты не менее распространены в социальной практике, чем межличностные. Практически вся история человечества - это история разноуровневых разнотипных групповых конфликтов. Они, как правило, более масштабны, тяжелы по своим последствиям, так как в них могут быть втянуты от нескольких человек до десятков миллионов. В процессе группового взаимодействия каждый может оказаться вовлеченным в групповой конфликт. Само вхождение человека в социальную группу, без которого невозможна его социализация, самореализация, сохранение и проявление индивидуальности, создает объективные предпосылки для возникновения группового конфликта.
Человек в процессе своей жизни одновременно является членом нескольких социальных групп. Это членство носит изменчивый характер (меняются возраст человека, его статус, место работы, профессия и др.). Так как интересы различных групп, как правило, не совпадают, а в отдельных случаях противостоят друг другу, это приводит к возникновению между ними конфликтных ситуаций, конфликтного взаимодействия, в которое втягиваются члены этих групп. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, а большинство участников конфликта не осознают, чьи истинные интересы они отстаивают и почему. С одной стороны, оказать решающее влияние на ход и исход этих конфликтов по большей части они не могут, а с другой, уклониться от них они тоже не могут. Чтобы снизить негативные последствия такой ситуации, необходимо формирование осознанного понимания того, что собой представляют межгрупповые конфликты, в чем их сущность и особенности, почему они неизбежны. Каковы их последствия, основные приемы и способы конструктивного разрешения.
Знание теории и практики групповых конфликтов является не только ключевой составляющей профессиональной подготовки менеджеров, но и важнейшим ориентиром для каждого в групповых взаимоотношениях. Данная тема посвящена рассмотрению различных аспектов этих конфликтов.
В общем виде под групповым конфликтом понимается конфликт, в котором хотя бы одна из сторон представлена социальной группой. Выделяют два основных типа групповых конфликтов:
- Группа-Личность (Внутригрупповой);
- Группа-Группа (Межгрупповой).
К специфическим особенностям конфликтов первого типа следует отнести столкновение личностных и групповых интересов и мотивов, а также специфику причин противостояния и форм его проявления: применение групповых санкций, полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим и т.д.
К особенностям конфликтов второго типа относят:
- во-первых, ярко выраженный субъективный характер;
- во-вторых, специфичность форм их протекания (забастовки, митинги, демонстрации и др.);
- в-третьих, антагонизм субъектов конфликта, обусловленный тем, что члены конфликтующих групп воспринимают обычно друг друга по принципу «мы - они» и «свои - чужие».
В рассмотрении групповых конфликтов следует выделять два основных подхода: социологический и психологический. Социологический подход в большей степени делает упор на рассмотрение межгрупповых конфликтов, в частности конфликтов больших социальных групп (классов, наций, государств, культур и т.д.). Психологический подход больше внимания уделяет внутригрупповым конфликтам, рассматривая групповой конфликт как процесс групповой динамики. Межгрупповой конфликт- рассматривается как столкновение малых социальных групп.
Чтобы глубже уяснить возникновение групповых конфликтов, следует уточнить сущность и содержание понятия социальной группы.
Прежде чем возникнет групповой конфликт, должны образоваться его субъекты - социальные группы. Более подробно остановимся на причинах обособления части людей в особые общности так как именно они впоследствии предопределяют причины возникновения, динамику, масштаб и последствия групповых конфликтов. Следует выделять объективные и субъективные факторы, обусловливающие образование социальных групп.
Общественное разделение труда ведет к распределению людей по профессиональным, классовым, имущественным, статусным и др. социальным группам.
Пространственно-географические границы среды обитания и возможности использования ее ресурсов приводят к образованию государств и их распаду, объединению.
Физиологические различия людей по расовым, половым, возрастным и прочим основаниям приводят к образованию соответствующих расовых, тендерных, возрастных социальных образований - от малых, региональных, до всемирных.
Этнические языковые, поведенческие и др. факторы также приводят к образованию соответствующих социальных групп.
Наряду с объективными основаниями для дифференциации людей, которые обусловлены естественно историческим ходом общественного развития, существуют и субъективные. Они обуславливают сознательное, целенаправленное объединение людей в те или иные социальные образования (партии, общественные движения, профессиональные союзы, религиозные конфессии, добровольные сообщества и др.).
Социальные группы, создаваемые в результате действия субъективных факторов, как правило, противопоставляются другим аналогичным группам. Таким образом, можно выделить два основных способа создания (возникновения) социальных групп.
Биполярный способ порождает парную структуру, состоящую из двух взаимосвязанных, но изначально неравных элементов: наемный работник и собственник работодатель, управленец и исполнитель, политическая, экономическая элита и масса, городское и сельское население и т.д. Стороны этих пар связаны меж собою неразрывно, но связаны в рамках объективной конфликтной ситуации, которая при определенных условиях может перерасти в о ткрытое конфликтное противостояние в жестких агрессивных формах.
Многополюсный, то есть множественный способ образования социальных групп приводит к возникновению профессиональных объединений, наций, различных территориальных общностей. Общество в данном случае «дробится» на множество различных частей.
Биполярный способ образования социальных групп изначально объективно конфликтен по своей сути - так как сам факт их существования подразумевает неравное распределение как материальных, так и духовных ресурсов, власти, навязывание чужеродных норм, ценностей и т.д.
Многополюсный способ предполагает, что различия между социальными образованиями не обязательно приводят к перерастанию конфликтной ситуации в открытую жесткую форму противостояния. Механизм возникновения конфликта при этом способе образования социальных групп обусловлен отклонением от равновесия в системе, в целом изначально равновесной. Например, разница в доходах между работниками государственного, бюджетного и негосударственного секторов экономики. Это неравенство вполне устранимо, поэтому конфликты такого типа - колебания в рамках объективной конфликтной ситуации. Но если эти различия длительное время игнорируются и не устраняются, то и при этом способе создания социальной организации конфликтная ситуация может перерасти в жесткое антагонистическое противостояние.
Механизм возникновения групповых конфликтов между «биполярными» социальными образованиями иной. Система отношений в них изначально неустойчива, не сбалансирована. Для поддержания ее в равновесии (предупреждение конфликта) требуются значительные усилия. Если их не хватает, то система не колеблется вокруг равновесия, а переходит в стадию открытого противоборства. Конечно, социальное равновесие через некоторое время восстанавливается, но уже в «другой системе», на ином социальном уровне.Таким образом, сам способ образования социальной группы во многом определяет ее место в системе «социальных координат» и характер конфликтного взаимодействия.
Анализируя сущность, структуру и динамику групповых конфликтов, необходимо учитывать тот факт, что поведение индивидуумов в группе радикально отличается от их поведения вне ее. Поведение людей в социальной группе, при котором нет непосредственного физического контакта, а есть лишь осознание принадлежности к этой группе, строится по другим законам, нежели одиночные действия индивида. У индивидуумов, включенных в социальную группу, как бы появляются новые социально-психологические качества. Это объективный процесс и происходит он помимо воли и сознания самих индивидов. Чувства человека под влиянием и на фоне непосредственного социального окружения усиливаются, действия становятся более решительными, суждения более категоричными. По мнению социальных психологов Г. Дебона, Г. Тарда («Психология толпы»), Д.В. Ольшанского («Психология масс»), полярность этого усиления не всегда положительная, зачастую наблюдается деградация личностного поведения, особенно в условиях конфликтного взаимодействия.
Это позволяет предположить, что групповые конфликты находятся в зависимости от множества дополнительных факторов, не свойственных межличностным конфликтам.
Социальная фасилитация (от англ. facility - легкость, благоприятные условия) — эффект усиления доминирующих реакций в присутствии других. Простое присутствие кого-либо другого, как правило, повышает энергичность наших действий (в том числе и конфликтных). Действие этого феномена неоднозначно. Это означает, что присутствие других положительно сказывается на решении индивидами простых задач, в которых доминирует правильный ответ. Решение сложных задач, напротив, затрудняется.
Социальная леность - тенденция людей уменьшать свои усилия, если они объединяются с другими, для достижения обшей цели, но не отвечают за конечный результат. Но и здесь есть обратное правило: коллективность усилий не приводит к их ослаблению, если общая цель необыкновенно значима и важна, или, если известно, что индивидуальный результат будет проконтролирован. Данный феномен способствует формированию внутригрупповой конфликтной ситуации.
Деиндивидуализация - утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля Обезличенность, анонимность индивида в группе могут «отпускать социальные тормоза». Чем больше группа, тем сильнее деиндивидуализация и тем вероятнее проявление актов насилия, вандализма и прочих асоциальных действий.
Групповая поляризация - вызванное влиянием группы усиление первоначального мнения индивида, склонного принять рискованное или. наоборот, осторожное решение. Групповое обсуждение не усредняет мнений индивидов, а напротив - смещает их к одному из полюсов. Свойство группы поляризовать имеющиеся тенденции может приводить и к усилению ее агрессивных намерений и действии.
Огрупление мышления - стремление к единообразию мнений в группе, которое мешает реалистично оценивать противоположные точки зрения. Выделяют следующие основные общие черты и элементы группового мышления, характерные для членов групп в состоянии конфронтации.
Эти групповые феномены, выявленные и подтвержденные соответствующими экспериментами (С. Аша, М. Шерифа, Ф. Зимбардо), наблюдаются у реальных индивидуумов как в малых, так и в больших социальных группах.
Будучи скрытыми и неосознаваемыми, факторы группового влияния на индивидуальное поведение мешают осознать истинные причины межгрупповых конфликтов, порождая межгрупповую враждебность, которая во многих случаях выглядит самопроизвольной, возникающей как бы «на пустом месте». Во многих социально-психологических экспериментах было выразительно показано, как быстро и легко две группы совершенно миролюбивых, «нормальных» людей превращаются в непримиримых соперников, для которых все средства хороши ради победы над конкурентом.
Несмотря на то, что причины возникновения конфликтов любого уровня во многом схожи, следует выделить ряд основных причин, приводящих к возникновению групповых конфликтов.
При этом следует учитывать, что, наряду с общими причинами, конфликтам уровня «личность - коллектив» свойственны свои частные специфические причины. Конфликтам уровня «группа - группа» - свои. К этому следует добавить, что каждый конкретный групповой конфликт любого уровня специфичен по причинам, его вызвавшим, динамике развития и исходу.