История развития представлений об индивидуально-типических различиях

Возникновение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом, позволившим обратить внимание на характерные индивидуальные различия в поведении людей. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. Уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон в сочинении «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому - своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе. Еще более известно учение Гиппократа о четырех типах «красиса» (темперамента). Ученый заметил и описал типические различия в поведении человека. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, в своих работах (например, в «Этике») значительное место уделил анализу групповых различий, в том числе видовых, расовых, половых и социальных, проявляющихся в психике и морали, которые отчасти связывал с врожденными факторами. Аристотель описал людей, обладающих либо избытком, либо дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости. После длительного периода затишья в изучении данной темы, характерного для средневековья, новый импульс она получила благодаря педагогам и просветителям XVIII-XIX вв. -Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, Гербарту, К.Д. Ушинскому (в связи с изучением индивидуальности ребенка, его способностей). Однако все их работы были связаны с наблюдением, а не с количественным измерением обнаруживаемых различий. Поразительно, что первое систематическое измерение индивидуальных различий осуществили вовсе не психологи и философы, а астрономы. В 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил своего ассистента потому, что тот зрительно зафиксировал прохождение звезды на секунду позже, чем он сам. В 1816 г. астроном Ф. Бессель прочитал об этой истории и заинтересовался индивидуальными особенностями вычислений, производимых разными наблюдателями. Сопоставив данные нескольких из них, он установил определенные различия. С появлением хронографов и хроноскопов во второй половине XIX в. это получило более объективное подтверждение и заставило физиологов заняться изучением психических различий между людьми, в частности по «времени реакции». Поэтому экспериментальная психология, послужившая фундаментом и для дифференциальной психологии, возникла, по существу, из недр физиологических исследований, проводившихся Э.Вебером, Г.Фехнером, Г.Гельмгольцем, Ф.Гальтоном, В.Вундтом (создавшим первую экспериментальную лабораторию для проведения психологических исследований). Основателем дифференциально-психофизиологического направления как самостоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпустил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». При переиздании (1911г.) она вышла уже под другим названием : «Дифференциальная психология и ее методические основы». Однако еще до появления этой книги А. Бине и Генри в 1895г.опубликовали статью «Психология индивидуальности»», где впервые были сформулированы цели, предмет и методы дифференциальной психологии. В качестве ее главных проблем авторы указали изучение природы и степени индивидуальных различий в психических процессах и выявление взаимосвязи психических процессов человека, чтобы классифицировать качества и выделить среди них фундаментальные.

Сначала предметом изучения развивающейся науки стали способности и интеллект, и здесь нельзя не упомянуть американца Джеймса Маккина Кеттелла. В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и женщин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследования различий расовых групп. Развитие измерительных техник создало экспериментальную базу для выявления индивидуальных различий (психологического тестирования), но само по себе оно не могло привести к возникновению дифференциальной психологии, поскольку служило всего лишь вспомогательным средством для новой науки. Нужно было перейти от рассмотрения индивидуальных и - в принципе бесконечных - количественных различий между людьми к рассмотрению типических (качественных). Следовало обратиться к тому, что не только отличает людей, но и объединяет их в группы по тем или иным признакам. Это потребовало дихотомического анализа результатов тестирования, т. е. отнесения людей по тем или иным признакам к полярным группам: к способным или неспособным, смелым или трусливым, вспыльчивым или выдержанным, общительным или замкнутым и т. п. Кроме того, стала насущной проблема изучения людей, отличающихся по полу, расе, культуре и т.д. Именно такой подход был свойствен У. Штерну, занимавшемуся исследованием психологического типа и индивидуальности. Автора интересовала природа различий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, социальному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.

Нельзя не отметить, что сегодня дифференциальная психология часто смешивается с психологическим тестированием и статистическими методами обработки результатов последнего. Примером этого служит книга американского психолога Анны Анастази «Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении» (2001), в которой методологии тестирования и статистическим методам анализа данных уделено, с моей точки зрения, неоправданно большое внимание. Вообще, создать типологию личности пытались много раз. Однако дифференциальная теория личности при этом развивается не поступательно (когда усовершенствуются прежние представления), а как бы вширь: каждый автор предлагает свою типологию личности, никак не связанную с типологией других исследователей.

Во второй половине XX в. в нашей стране из дифференциальной психологии выделилось новое направление - дифференциальная психофизиология, фундаментом для возникновения которой стало созданное И. П. Павловым учение о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы.

И. П. Павлов попытался связать типы темперамента, предложенные Гиппократом, с определенным сочетанием типологических особенностей свойств нервной системы. Так, он считал, что сангвиник - это человек с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, флегматик - с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, холерик - с сильной, но неуравновешенной (в сторону преобладания возбуждения) нервной системой, а меланхолик - человек со слабой нервной системой.

Кроме того, И. П. Павлов разработал концепцию наличия у человека двух сигнальных систем. В зависимости от соотношения между ними, он выделял художественный и мыслительный типы людей.

Дифференциальная психофизиология - это научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Как уже говорилось, она занимается индивидуальными (присущими индивидууму) и типическими (присущими группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различиями. Психофизиология изучает нервные механизмы психической деятельности. Соответственно дифференциальная психофизиология рассматривает зависимость индивидуальных психологических особенностей поведения, деятельности, общения человека от его биологической природы.

Наряду с общетеоретическим направлением в изучении свойств нервной системы, которое было свойственно лаборатории Б.М. Теп-лова, В.Д. Небылицына (в 1960-1980-е гг.), исследователи старались выявить роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в спортивной, учебной и трудовой деятельности. Эти исследования проводились в научных коллективах Пермского педагогического института, Казанского и Санкт-Петербургского университетов, Института общей, возрастной и педагогической психологии АПН РФ, Российского педагогического университета им. А. И. Герцена, в институтах физической культуры. Накопленные факты о связи эффективности деятельности, например, в спорте высших достижений создали основательную базу для дальнейшего развития дифференциальной психофизиологии как научной дисциплины, помогли понять природные предпосылки максимального проявления человеком его возможностей. Изучение типологических особенностей проявления свойств нервной системы у множества людей различных профессий и занимающихся разными видами спорта помогло выделить типологические особенности этих свойств в качестве психофизиологических критериев, которые необходимы для проведения профориентации и профотбора. Кроме того, это позволило сформулировать принципы прогнозирования эффективности деятельности на основе учета типологических особенностей. Тем самым был сделан шаг вперед в выяснении соотношения у человека биологического и социального, выявилось не только теоретическое, но и практическое значение дифференциальной психологии.

Существует некий соблазн разграничить сферы дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии и считать, что личностные различия людей - это прерогатива первой, а индивидные различия - второй дисциплины. С теоретической позиции это верно. Однако в практическом отношении обе научные дисциплины тесно взаимосвязаны. Помимо всего прочего, причисление какого-либо аспекта к области одной из них зависит во многом от позиции автора. Если он считает, что его задача - простое описание психических различий между людьми, то выбирает дифференциальную психологию; если же исследователь стремится обнаружить биологические корни имеющихся различий, он становится как бы уже дифференциальным психофизиологом. Однако и в первом, и во втором случае авторы могут изучать одно и то же психическое явление: способности и одаренность, различия в познавательных процессах, потребности и склонности и т. д. Поэтому так часто наблюдается повторение тем в книгах, посвященных как дифференциальной психологии, так и дифференциальной психофизиологии.

Вообще, последнюю можно рассматривать с двух сторон: в качестве самостоятельной научной дисциплины и как часть дифференциальной психологии. Поэтому неудивительно, что «чистые» дифференциальные психологи вынуждены включать в свои книги темы сугубо биологические (дифференциально-психофизиологические), скажем, наследственность, телосложение, конституциональные типы, темперамент, эмоции (А. Анастази, 2001 г.).

В определенной мере это вполне оправданно, поскольку рассмотрение существующих между людьми различий только с социальных позиций, осуществляемое, например, тендерной и этнической психологиямй, входящими в дифференциальную психологию, искажает истинные причины изучаемых половых и этнических отличий. Вопрос заключается только в том, насколько полно, систематично и адекватно раскрываются в подобных книгах дифференциально-психофизиологические аспекты проблемы. В объемном труде А.Анастази, разрекламированном в качестве одного из лучших классических учебников по дифференциальной психологии, ничего, в частности, не говорится о разработанном в нашей стране дифференциально-психофизиологическом направлении в изучении типических различий (но зато имеется глава об умственной неполноценности, как будто предметом этой дисциплины является установление различий между нормой и патологией).

С другой стороны, «чисто» дифференциально-психофизиологический подход к человеку, т.е. с точки зрения биологии, может способствовать недооценке роли социальных факторов в установлении причин различий между людьми. Поэтому комплексное рассмотрение таких различий с учетом данных двух научных дисциплин - более верное решение, чем их искусственное разделение.

Ключевые слова: История, Дифференциация
Материалы по теме
История развития дифференциальной психологии
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Теория дифференциации
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Культура Московской Руси
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Психология нового времени
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Основные закономерности развития философии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Концепция прав человека Т. Пейна
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Совместимость и удовлетворенность супругов браком
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий