Рационально-теоретическая направленность философии Древнего Китая

Философия Древнего Китая охватывает период со второй половины VI в. до первой половины V в. до н.э. Специфическими чертами китайской философии, связанными с особенностями культуры китайской цивилизации, являются:
- во-первых, тесная связь философского мышления с мифом. Миф - это, прежде всего, историческое предание о прошлых династиях, о «золотом веке». Такие литературные памятники, как «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории») имеют большое количество ссылок на мифы;
- во-вторых, особая роль философии в острой социально-политической борьбе. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому для них характерна сосредоточенность на вопросах управления государством, этики, ритуала, политики;
- в-третьих, практицизм теоретических поисков. Философия должна способствовать самосовершенствованию человека, управлению государством;
- в-четвертых, отсутствие интереса к естественнонаучному материалу;
- в-пятых, рассмотрение мира как Единого Живого Организма.

Даосизм - философское учение Древнего Китая, возникшее м VI н. до н.э. Философские основания даосизма излагаются в трактате Дао дэ цзин. Автором трактата принято считать Лао-цзы. В центре даосского учения лежит Дао, «неназываемое», «вечно пребывающее». Дао - мистическая реальность, которую нельзя Охватить умом. Хотя человек не может познать Дао, он может жить в согласии с ним. Для этого необходимо следовать основным принципам, первый из которых заключается в переживании предельного единства всех вещей, а не их разобщения. И уродливое, и прекрасное, и малое, и великое - все едино в Дао. Второй принцип - недеяние (у-вэй) или несовершение действий, идущих вразрез с природой. Результатом у-вэй является невмешательство и естественное развитие событий. Зла не существует, существует только неравновесие. Мир изначально гармоничен. Однако «цивилизация» с ее интеллектуальными попытками улучшить мир и жестокими взглядами на нравственность приводит к хаосу. Гораздо лучше, по мнению даосов, свободно двигаться во времени с изменяющейся Вселенной и не пытаться ее изменить. Даосизм придает большое значение уходу от безумия толпы к созерцательной жизни на природе - это третий принцип даосизма. Следуя перечисленным принципам, человек следует Дао.

Конфуцианство (основатель Конфуций) - как и даосизм, подчеркивает изменчивую природу вещей во Вселенной. Если даосизм выбирает пассивный путь индивидуальной жизни в гармонии с Дао, то конфуцианство сосредоточивается на добродетелях, следуя которым люди могут жить в гармонии друг с другом и строить справедливое и упорядоченное государство.

Центральной добродетелью в учении Конфуция является Жэнь. Жэнь - человеческое начало, милосердие, человеколюбие, гуманность. Человек, следующий Жэнь, тот, кем движут не соображения личной выгоды, а только нравственность, тот, кого больше заботит самосовершенствование, нежели общественное признание, кто заботится о родителях, говорит осторожно, действует быстро. Жэнь - это принцип, которым следует руководствоваться всю жизнь. Конкретным воплощением Жэнь является Ли-ритуал, правила, церемонии, обряд, этикет. Ритуал позволяет быть равными людям, которые имеют различный социальный статус. Конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжин мин). Исправление имен выражается в следующей формуле Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». Для того чтобы у людей различных сословий и выполняющих различные функции установились достойные отношения, необходимо быть на уровне собственного общественного предназначения. Взаимность в обществе связана с честным выполнением каждым своего долга. Третьей важнейшей категорией конфуцианства является Вэнь - это культурный смысл человеческого бытия, воспитанность. Воспитание, образование, культура входят в содержание категории Вэнь.

Жэнь, Ли, Вэнь - качества идеальной личности, именуемой благородным мужем (цзюнь-цзы). Он стремиться познать Дао, всегда во всем человеколюбив, думает о том, чтобы во всем следовать ритуалу, быть искренним в словах, честным и почтительным в поступках; он постоянно учится. Все учение Конфуция направлено на разъяснение того, как стать благородным мужем.

Благородному мужу противостоит низкий человек (сяо жэнь). Он думает о выгоде, не умеет переносить трудности, склонен к раздорам. Низкий человек - это результат незаботы людей о самих себе. Никто не предопределен быть благородным мужем или низким человеком. Все зависит от труда индивида над самим собой.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009