Психологическая мысль Нового времени

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

Психология в этот период, также как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Однако уточнялся предмет психологии, она становилась наукой о сознании.

Анализ становления предмета психологии дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

В XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический детерминизм, именно в этот период господствовал в психологии.

Первые теории
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) положил начало новому направлению, которое получило название эмпиризм. Утверждал, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Задачу науки ученый видел в покорении природы и в усовершенствовании человека. «Учение об идолах» было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял 4 вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка, театра. Свой новый метод - индуктивную логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон. Приверженец теории «двойственности истины», он признавал две истины - божественную и научную, философскую. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохновленная (разумная или рациональная) и душа чувственная (созданная). Боговдохновленную душу Бэкон оставил для изучения богословию, этиологии, а чувственная душа стала предметом исследования философии и психологии. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты.

Рене Декарт(1596- 1650гг.). С его именем связаны многие выдающиеся открытия в различных областях науки - в математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. Методологический принцип Декарта - сомневаться во всем. Исследуя психологические основы самосознания, Декарт открыл, что утверждение «я мыслю, следовательно, я существую» является единственным неоспоримым и достоверным. Декарт считал, что существуют две независимые самостоятельные субстанции - душа и тело. Основным свойством души является мышление, свойством тела - протяжение, или распространенность. Под мышлением понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Декарт ввел понятие рациональной интуиции, метод дедукции. Заслугой Декарта стало открытие рефлекса. С учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма - механистический детерминизм. Исследование страстей было предметом последней работы Декарта «Страсти души». В ней он пришел к выводу о том, что существуют два вида страстей: активные и страдательные.

Рационализм в психологии
Бенедикт Спиноза (1632 1677 гг.). Создал философское произведение «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»; в нем содержались основные положения его учения, которые впоследствии получили развитие в главном труде Спинозы «Этика». Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. Преодолевая дуализм Декарата, Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является единственной реальностью. Сделал вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело. Сущность человеческой души состоит именно в познавательной деятельности. Большой вклад внес Спиноза в изучение проблем свободы воли и природы человеческих чувств. Идеалом для него был мудрец, свободный человек, который достигает душевного удовлетворения в бесконечном познании себя, природы и вещей. Этот путь достижения мудрости труден, поэтому доступен только избранным. М концепции Спинозы можно выделить три основных положения - это понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление; рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину; распространение механистических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли. Эти положения, его теория познания и этика повлияли па взгляды других психологов.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.). Он говорил о сущестновании множества субстанций, названных им монадами. Известна его работа «Монадология». Основными свойствами монады являются восприятие (перцепция) и стремление. Душа в теории Лейбница - это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием н памятью. Разделяя содержание души по степени осознанности знания, Лейбниц выделил в душе-монаде три области - ясного, отчетливого знания, смутного знания и бессознательного. Воззрения Лейбница стали важной вехой в разработке многих проблем психологии. В них постулировалась активная природа психического, непрерывно развивающегося от одного уровня к другому; было показано сложное соотношение между сознанием и бессознательным в динамике психической жизни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сенсорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от предваряющих его задатков и перспектив их реализации в реальных обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.

Сенсуализм в психологии
Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Противопоставляет свою теорию концепциям рационализма. Основные положения эмпирической психологии Гоббса представлены в его главных трудах «Левиафан», «О гражданине», «О теле», «О человеке». Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. Гоббс является одним из родоначальников ассоциативной психологии.

Джон Локк (1632-1704 гг.). Он считал, что психика, сознание человека при рождении это чистая доска, которую жизнь заполняет собственными письменами. Считал, что ощущения - не только начальный этап познания, но и единственный путь приобретения знаний о внешнем мире, единственный канал, связывающий с ним человека. Если чувства - источник знаний, то разум - его руководитель, судья, систематизирующий данные чувства. Локк ввел в психологию термин ассоциация.

Психология в XVIII веке
Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, а с сенсуализмом.

Теории этого времени (X. Вольф, Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер и др.) впервые выводили законы психики из внешней, социальной или природной ситуации развития человека, связывая содержание сознания с новыми факторами. Это позволяло изучать сознание, опираясь не только на интроспекцию, а в дальнейшем разрабатывать и новые методы объективного исследования, и новые направления психологии - этнопсихологию, социальную и дифференциальную психологию.

И. Кант (1724-1804 гг.). Известны его труды «Критика чистого разума», «Метафизика морали». Все познаваемое ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как другого пути, кроме опытного, Кант, как и все сенсуалисты, не признавал. Он пришел к выводу, что психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и достоверной. Предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение. Главный этический принцип - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель.

Смотрите также: Философия Нового времени. Проблема метода и субстанции в философских воззрениях Ф. Бэкона и Р. Декарта

Темы: История, Наука
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Основные этапы развития социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Развитие отечественной психологии после 1917 года
Константинов В.В., История психологии
Возникновение психологии
Карпов А.В., Общая психология
Этапы развития отечественной социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Развитие функционализма в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Краткая история развития психологии
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Развитие дифференциальной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Период открытого кризиса в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий