Память

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.


Физиологи связывают процесс, хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций), биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Данные исследований свидетельствуют о развитии различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении различных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представлений, а моторная память предшествует памяти на образы и мысли.

Если исключить намять из акта познания, то ощущения и восприятия будут переживаться как впервые возникшие, а сам акт познания и ориентировка в мире станут невозможными. Распад следов памяти означает распад личности.

Виды памяти. В зависимости от длительности сохранения различают:

  • кратковременную память, характеризующуюся запоминанием на короткий срок после однократного и очень короткого восприятия, которую связывают с биоэлектрическими контурами колебании в нервной системе,
  • долговременную память, использующееся для длительного сохранения материала; вызванного, как правило, многократным повторением, которую связывают с изменением структуры белка РНК, а так же оперативную намять, которая, включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов и предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания образа и всей ситуации, с использованием данных, хранящихся в долговременной памяти.

Наличие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию.

Индивидуальные особенности и типы памяти. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия.

Это обнаруживается:

  • в различной скорости запоминания;
  • в прочности сохранения;
  • в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности, воспитанием и могут быть двух видов: в зависимости от преобладания модальности — зрительной, слуховой, двигательной; а также по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица. В памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью, когда человек «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Представление — это образ предмета, основанный на прошлом восприятии, является психическим процессом, тесно связанным с памятью. В зависимости от индивидуальных особенностей человека представления отличаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты и т. д.

Темы: Память
Материалы по теме
Нарушения памяти
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Основные процессы и механизмы памяти
Маклаков А. Г. - Общая психология
Состояния энграммы
Александров Ю.И., Основы психофизиологии
Расстройства памяти - диемнезии: гипер-, гипо- и амнезии
...
Нарушения процессов памяти
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Закономерности памяти
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Память младенца
Абдурахманов Р.А., История психологии
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Маклаков А. Г. - Общая психология
Оставить комментарий