Влечения и их характеристика

Второй моделью Фрейда была психобиологическая теория влечений, которая привела к созданию метапсихологии и дала большой простор для психологического мышления.

3. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Влияние влечений на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе, потому что к этому их побуждает бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Влечения как таковые являются «конечной причиной любой активности».

В качестве главных побудителей поведения влечения отражали влияние врожденных, соматически обусловленных и характерных для всех людей биологических сил. Поэтому Фрейд рассматривал влечения как главные мотивационные факторы сознания. Взаимодействие влечения и вытеснения, то есть противоположно направленного влечения, позволяло сохранить гомеостаз в пределах системы.

Фрейд предполагал, что любое влечение стремится высказать себя, вызывая представления, подходящие для этой цели. Как пишет основатель психоанализа, «представлениями управляют влечения», поэтому они являются выражением порывов, связанных с влечениями, но не тождественны влечениям. Выдвинув предположение о дуалистической природе влечений, а также о характере взаимосвязи влечения и представления, Фрейд указал на то, что в основе конфликта лежит несовместимость различных представлений, возникающих одновременно, причем «противоречия между представлениями суть лишь проявления борьбы между отдельными влечениями». Борьба между ними сводится к тому, что одна группа представлений старается «изолировать и не подпустить к сознанию» другую группу представлений, а «процесс, обрекающий одну группу представлений на такую участь, именуется ... вытеснением».

Бессознательное (Unbewufites) — это:
- в широком («описательном», у Фрейда) смысле — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так понимаемого бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное;
- в более строгом («динамическом») смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от пред-сознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по Фрейду, как самое «низкое» (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность Сверх-Я).

Предсознательное (Vorbewufites) - содержание душевной жизни, которое в данный момент неосознаваемо, но может легко стать таковым, если «привлечет к себе взоры сознания». «Топографически» слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознанием.

Сознание (Bewufites) - это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию о внешнем и внутреннем мире.

В классическом психоанализе вытесненными в бессознательное обычно считались неприемлемые сексуальные влечения, которые легко было интерпретировать энергетически, а также, в ценностном и культурном планах, как влечения, входящие в конфликт с нормами культуры.

Столкнувшись в дальнейшем с такими проблемами, как военные неврозы, бессознательное чувство вины, негативная терапевтическая реакция и т.д., которые было трудно объяснить с помощью топографической модели психики, Фрейд был вынужден пересмотреть и расширить свою прежнюю теорию инстинктивных влечений и включить в нее агрессивный, или деструктивный, компонент. Клинические наблюдения привели его к мысли о том, что чувства гнева и враждебности, так же, как и сексуальные желания, могут приводить к конфликтам и вытеснению и против них также создаются защиты. Поэтому Фрейд стал писать о либидных и агрессивных влечениях.

Все это привело основателя психоанализа в 20-х годах к созданию структурной модели психики, в которой классификация базировалась на психическом функционировании, а не на степени осознавания.

Роль регуляторов в этой модели отводилась трем инстанциям психики:
- Эго (Я);
- (Сверх-Я);
- Ид (Оно).

А роль противоположно направленных переменных стали играть:
- влечение к жизни (Эрос) и
- влечение к смерти (Танатос).

Согласно Фрейду, Ид охватывает психические репрезентации инстинктивных влечений. В «Очерке о психоанализе» (1940) он отмечает, что Ид «охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное в конституции, то есть, прежде всего, влечения, проистекающие из соматической организации и здесь (в Ид) находящие первое психическое выражение в формах, нам неизвестных». Фрейд также считал, что Ид функционирует на основе первичного процесса, содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия.

Вторая инстанция психики - Супер-эго (Сверх-Я) развивается, согласно Фрейду, на основе ранней идентификации с родителями в период крушения эдипова комплекса, являясь его законным наследником. Супер-эго — это психическая система, которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели, а также идеалы, наказывая человека за отход от них угрызениями совести и чувством вины и вознаграждая за соответствие поведения человека данным стандартам и идеалам.

Третья инстанция психики - Эго, обладая интегрирующей функцией, наряду с функциями адаптации и контроля, приносит в нашу психику согласованность. Эго вынуждено принимать во внимание давление со стороны проистекающих из Ид влечений, соотносить их с требованиями внешнего мира, а также с требованиями, идущими со стороны Супер-эго. Для осуществления своих синтезирующих функций Эго, действующее в соответствии с принципом реальности, использует ряд защитных механизмов — вытеснение, регрессию, сублимацию и другие.

Что касается представлений о влечениях к жизни и смерти, то они были изложены Фрейдом в философской форме, при переходе от частного противопоставления сексуальности и самосохранения к общему противопоставлению Эроса и Танатоса, между которыми Фрейд усматривал пожизненный конфликт. Наиболее существенными для развития личности 3. Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. Вторая группа - инстинкты смерти (мортидо) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Важно внести ясность относительно сочетания системы структурной модели Ид, Эго, Супер-эго с системой бессознательного, сознательного и предсознательного. Как известно, 3. Фрейд вначале считал, что бессознательным следует считать только составляющие Ид, то есть, хаотические инстинкты. Однако и часть Эго, и в еще большей степени часть Супер-эго (иногда полностью) остаются бессознательными.

Эго отвечает за такие отношения с внешним миром, как восприятие, язык, моторные процессы и т.п. Супер-эго представляет собой принятые в себя (интроецированные) инстанции родительских фигур в смысле морально-этических заповедей и запретов (интроекты, которые могут представать в виде символических образов). В этом отношении Эго играет тройственную роль: защищается от инстинктивных притязаний со стороны Ид, противостоит завышенным требованиям со стороны Супер-эго и регулирует отношения с внешним миром.

3. Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психические процессы, т.е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил.

Теория мотивации поведения в ее окончательном виде была сформулирована Фрейдом только в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы», хотя основные положения уже можно найти в вышедшем в 1895 г. - «Проекте психологии». Согласно этой психологии, «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться».

«Нервная система - это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально - то и поддержание в организме полного отсутствия такового» (1915).

О фрейдовской теории мотивации дает представление модель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеопатическом и гедонистическом представлениях:
- Гомеостатическое - равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося раздражения.
- Гедонистическое - всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение - чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия-неудовольствия (Lust-UnLust-Prinzip).

Понятие «влечение», как считает Фрейд, отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (а именно энергию) и психическое (аффект) представления. Кроме того, в каждом влечении различаются четыре аспекта. Ученый пишет:
Любое влечение имеет четыре характеристики:
- источник влечения;
- цель влечения;
- объект влечения;
- стимул влечения.

Источником влечения он считал некоторые эрогенные части тела а также состояние организма (соматический процесс в органе или части тела) или потребность, вызывающие это состояние.

Целью инстинктивного влечения является удовлетворение, поэтому всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения цели влечения, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

Объект - это любой человек, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) влечения. Действия, ведущие к удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии влечения на продолжительные отрезки времени.

Взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающая под воздействием возбуждения, вызванного влечением, порождала желание.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:
1) привязки, или направления энергии на объект (катексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.
2) препятствия, мешающего удовлетворению влечения (анти-катексис). Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению потребностей, связанных с влечениями.

Таким образом, взаимодействие между выражением влечения и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главную идею психоаналитического построения системы мотивации.

Стимул (напряжение) представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения влечения. Оно может быть.оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Ключом к пониманию динамики энергии влечений и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения влечения невозможен. В подобных случаях влечение может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

3. Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных влечений: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно З.Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою энергию влечений на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

Итак, к основным положениям З.Фрейда относятся:
- Влечения могут проявлять себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания входят в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказывают скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных действиях или невротических нарушениях).
- В теоретических построениях Фрейда психическая жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов. Поиску удовлетворения (Оно) противостоит моральный контроль (Сверх-Я), а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления к реальности (Я).
- Взрослая личность есть результат истории влечений, причем особое значение имеет детство. Препятствия, возникающие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить. С помощью психоаналитических терапевтических приемов причины нарушений развития, коренящиеся в раннем детстве, могут быть выявлены и в какой-то степени устранены.
- Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон (чувствительных участков кожи вокруг различных отверстий на теле). На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворение. Порядок смены эрогенных зон следующий:
- рот (оральная фаза: сосание, глотание, кусание);
- задний проход (анальная фаза: выделения кишечника)
- половые органы (фаллическая и генитальная фазы: мастурбация, гомосексуальные и гетеросексуальные половые связи).

Развитие влечения может задержаться на одной из фаз (явление фиксации). Травмирующие переживания могут отбросить развитие на более ранние стадии (регресс).

Ход развития влечений подобен развитию действия в «любовном треугольнике»: супружеской пары и любовника. В роли последнего выступает ребенок, который стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести (Сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности [62].

Источник: 
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Темы: