Эрос и Танатос по Фрейду

В соответствии со второй теорией влечений 3. Фрейда были выделены две антагонистические группы: влечение к смерти и влечение к жизни. Основная часть влечения к смерти (Танатос) проецируется вовне — в форме агрессии и садизма. Но в интрапсихических структурах может сохраняться некий его «остаток», направляемый на собственное Я, который формирует первичный мазохизм. Таким образом, садизм и мазохизм являются взаимосвязанными психическими (в некотором роде зеркальными) феноменами. Влечению к смерти противостоит влечение к жизни (Эрос), объединяющее сексуальные влечения и влечения самосохранения. Эрос манифестирует собой любовь, связь с внешним миром и созидание; тогда как цель влечения к смерти, наоборот, направлена на разрыв связей и разрушение (в том числе саморазрушение). Типичным вариантом проявления танатологических тенденций является распад семей, войны, алкоголизм, наркомания, суициды и т.д.

Позднее было обосновано, что у каждой конкретной личности может доминировать либо влечение к смерти, либо влечение к жизни. В первом случае формируется деструктивная (саморазрушительная) психическая структура личности, как, например, при садизме или мазохизме. А при преобладании влечения к жизни деструктивная составляющая нейтрализуется, и агрессия используется в интересах Я и направляется преимущественно на социально одобряемые цели и задачи. Но и при этом деструктивная составляющая энергии либидо, переносимая на внешние объекты, может проявляться в различных формах канализованной агрессии, в том числе в виде стремления к лидерству, подавлению, господству или власти. Тем не менее Фрейд подчеркивал, что отказ от прямой агрессии представляет первую и, быть может, самую трудную жертву, которую общество требует от индивида начиная с раннего детства. В принципе, именно этот тезис Фрейда лежит в основе всех демократических преобразований и противодействия всем тоталитарным режимам.

Поясним, как основы этих амбивалентностей закладываются в детстве. Например, уже грудь матери как первичный объект всегда отчасти расщепляется в психике ребенка, т.е. воспринимается одновременно как хороший объект (объект либидо) и как угрожающий или преследующий объект (дериват влечения к смерти), в частности, когда ребенка отнимают от груди (до удовлетворения его потребности в пище) или вообще отлучают от груди. Уже в этот довербальный период развития может возникать постоянное (психотравмирующее) колебание между переживаниями «любви — ненависти», которое в будущем может потребовать психотерапевтического воздействия для интеграции разнонаправленных влечений.

Судьба влечений

Исследуя влечения как динамические и мотивационные силы, Фрейд выделил четыре их характеристики: источник, цель, объект и напряжение (настойчивость). В качестве источника влечения рассматривается состояние соматического возбуждения в каком-либо органе или части тела. Целью влечения является удовольствие, которое достигается в результате устранения этого возбуждения прямым или обходным путем. Объектом влечения выступает то, посредством чего может быть достигнуто удовлетворение. Объект удовлетворения является наиболее непостоянным компонентом влечения. В этой роли могут выступать как внешние объекты (например, при сексуальном влечении — партнер или какой-то предмет), так и части собственного тела. Один и тот же объект может служить одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Особенно тесная привязанность влечения к объекту называется «фиксацией» на объекте.

Напряжением влечения характеризуется его сила и энергия, в связи с чем влечение переживается как внутреннее давление, побуждающее к активности. Влечения относятся к области бессознательного, они порождаются «потребностями Оно» и в ряде случаев представляют угрозу для Я. В работе «Влечения и их судьбы» (1915) Фрейд уточняет, что под «судьбами влечений» он подразумевает способы защиты Я против реализации опасных и запретных влечений. Подчеркнем — защиты, но не отмены. Поэтому судьбой влечений может стать: превращение их в свою противоположность (например, любви в ненависть); обращение на самого себя (смена объекта влечения с другого лица на собственную персону); вытеснение из сознания неприемлемых представлений или чувств; сублимация (смещение влечения на несексуальные цели) и т.д. Защиты способствуют снижению тревоги и остроты внутреннего конфликта, но конфликт между властно побуждающим к реализации влечения Оно и запретами, исходящими из Сверх-Я, все равно присутствует.

Превращение влечения в свою противоположность достаточно часто встречается в норме. Чаще всего это проявляется в форме амбивалентности — одновременного переживания противоположных чувств. Фрейд выделил три основных диады проявления амбивалентных влечений: любовь — ненависть; садизм — мазохизм; эксгибиционизм (в том числе психологический) — вуайеризм (стремление к подглядыванию)'.

Принято считать, что исходно любовь реализуется в нарциссическом варианте, поскольку младенец практически не нуждается во внешнем мире (его внутренний мир и инкорпорированная пища выступают источником наслаждения), а внешний мир (например, гигиенические процедуры, пеленание и т. д.) может являться источником раздражения (как прообраза ненависти). Позже ближайшие внешние объекты (родители или другие ухаживающие и воспитывающие фигуры) также могут становиться источниками как удовольствия, так и фрустрации, например налагая запреты и вызывая одновременно и любовь, и ненависть. Любовь как особое отношение Я к своему сексуальному объекту достигает полного развития только на генитальной стадии (начиная с подросткового возраста), когда происходит синтез частичных сексуальных влечений в целостное объектное чувство. Проясним эти понятия: частичный объект — это либо часть тела, например грудь матери, либо уголок одеяла, который сосут, заменяя грудь, но главное — субъект относится к этому объекту так, словно он существует только для него и для удовлетворения его потребностей. Целостный объект — это человек, в отношениях с которым исходно принимается тот факт, что он (этот объект) является самостоятельной личностью и может иметь свои потребности, отличные от потребностей субъекта.

Ненависть органически связана с тревогой и, как следствие, с желанием устранения или даже разрушения любых внешних объектов, угрожающих удовольствию или самосохранению индивида. Причиной ненависти может быть также утрата объекта или разрыв отношений с ним. В работе «Печаль и меланхолия» (1917) Фрейд, раскрывая природу одного из случаев депрессии, приводит пример, когда утрата объекта вначале вызывает ненависть к самому утраченному объекту, но затем эта ненависть обращается на собственное Я, вплоть до желания убить себя.

В ходе развития психоанализа теоретические представления Фрейда о природе влечений подвергались неоднократному пересмотру, но неизменным оставалось признание их первостепенной важности для психической жизни индивида.

Темы: Влечения, Фрейд
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Нарциссизм в понимании Фрейда
Базисное руководство по психотерапии
Метапсихология З. Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоаналитическая школа в культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Типология характера по Фрейду
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Ошибочные действия с точки зрения психоанализа по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Философия психоанализа З. Фрейда
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Фрейдизм
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Юмор и бессознательное по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий