Понимание веры в психоаналитической традиции 3. Фрейда

Основные позиции психологии религии 3. Фрейда заключаются в полном отрицании религии и веры как самостоятельного феномена.

Д.М. Вульф (D.M. Wulf), применяя принципы психоаналитической теории З.Фрейда к феномену религии и веры, определил это отношение следующим образом:

  1. Религия не является самостоятельным феноменом.
  2. Религия никоим образом не связана с трансцендентной реальностью, переживаемой человеком.
  3. Религиозный опыт, идеи и ритуалы являются просто продуктом человеческих потребностей и желаний.

3. Фрейд видит в психоанализе средства, с помощью которых можно понять трансцендентный религиозный опыт, будь он положительным или отрицательным. Тем самым психоанализ сможет стать средством для понимания религиозной веры.

3. Фрейд настаивал на том, что евреи всегда сомневались в существовании Бога и были «глубоко нерелигиозными», и Бог оставил «недоверчивого еврея».

По мнению Д.М. Вульфа, отрицательное отношение к религии Ч.Фрейда определил его печальный жизненный опыт. Психолог не был просто равнодушным к религии, т.е. рядовым неверующим. 11апротив, религия, похоже, вызывала у Фрейда неприятие, по крайней мере католицизм, как доминирующая традиция во Фрейберге и Вене, где он жил. Д.М. Вульф ссылается на Rene Laforgue, который предлагал 3. Фрейду в 1937 году бежать от немецких нацистов, тот ответил, что «истинный враг» не нацисты, а «религия Римско-католической церкви» (Wulf D.M., с. 272).

Некоторые историки считают, что враждебности 3. Фрейда по отношению к христианской доктрине и ее обрядам способствовал его ранний опыт взаимодействия со своей няней-католичкой. Есть мнение также, что эту позицию сформировал антисемитизм, тесно связанный с католической традицией большинства населения Вены (WulfD.M., с. 272).

Однако известно, что З.Фрейд испытывал также абсолютно негативное отношение к еврейской религиозной практике. Д.М. Вульф, ссылаясь на Е. Jones (с. 272), утверждал, что Фрейд ненавидел любые церемонии, особенно религиозные. Описывается случай, когда З.Фрейд был свидетелем у своего друга на еврейской свадьбе и испытал при этом ужас. Два года спустя, когда он сам собрался жениться, то какое-то время пытался избежать сложных еврейских церемоний. В конце концов ради него нашли более простые обряды и молитвы на иврите, которые надо было читать во время церемонии. После женитьбы Фрейд немедленно и беспощадно приступил к отучиванию своей жены от еврейских ритуалов, которые она исполняла. Их собственные дети росли изолированными от еврейской религиозной практики.

Ключевые слова: Вера, Фрейд
Материалы по теме
Классический психоанализ
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Эрос и Танатос по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Определение понятия религиозной веры
...
Психоаналитическая теория психического развития Фрейда
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Теория либидо и нарциссизма Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Мысль о Боге
Карл Ясперс, Введение в философию
Теория личности Фрейда
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Рационализация в психологии по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий