Классический психоанализ З. Фрейда

Работа Зигмунда Фрейда, начавшаяся в специализированных областях неврологии и психиатрии, выработала представления о личности, которые оказали огромное влияние на всю западную культуру. Его точка зрения на человека и его положение, резко расходившаяся с общепринятыми взглядами его современников, представляет собой сложный и убедительный способ рассмотрения нормального и ненормального развития.

Работа Фрейда противоречила культурным, религиозным, социальным и научным запретам. Он создал новые подходы в лечении душевнобольных. Постоянно пересматривал и перерабатывал свои взгляды. Попытаемся в доступной форме изложить основные положения учения Фрейда.

Все мышление Фрейда строится на предпосылке, что тело -единственный источник душевного опыта.

Психический детерминизм. З.Фрейд полагал, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждое возникшее воспоминание, мысль, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Некоторые события "кажутся" возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим.

Сознательное, бессознательное, предсознательное. Топографическая модель. В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией - "цензурой", которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, невидимую, -бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Все психические процессы связаны между собой по вертикали и горизонтали.

Карл Юнг писал, что "нет необходимости характеризовать то, что мы называем "сознанием". Оно соответствует "сознанию" философов и обыденного смысла".

Бессознательное. Фрейд считал, что если мысли или чувства кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувствами, то связь нужно искать в бессознательном.

К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые "цензуре" и "подавляемые". Этот материал не утерян, не забыт, но он не допускается к воспоминанию, а поэтому проявляется в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями - в описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и т.д.

Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью. Допущенные в сознание воспоминания о происшедшем десятилетия назад, не теряют своей эмоциональной силы. Они не организуются хронологически, время ничего в них не меняет, идея времени не применима к ним.

Предсознание. Предсознание - часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти - часть предсознания. Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Оно находится между сознанием и бессознательным.

Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты - это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические - желаниями. Инстинкты - это силы, побуждающие людей к действиям.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импетус (импульс), объект.

Источником, в котором возникает потребность, может быть часть тела или все тело целиком.

Цель состоит в уменьшении потребности до такой степени, когда дальнейшее действие, направленное на удовлетворение потребности, перестает быть нужным.

Импетус (импульс) - то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить инстинкт; определяется силой или настоятельностью потребности.

Объект инстинкта - те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Рассмотрим, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости; источник - насущная потребность в жидкости. По мере усиления она может быть осознана как "жажда". Если она не удовлетворяется, она становится все более выраженной: ее интенсивность растет, т.е. растет импетус энергии, которая может быть использована на то, что может устранить жажду. Цель состоит в том, чтобы уменьшить напряжение, ликвидировать жажду. Объект - это не только жидкость, он включает все действия, которые направлены на уменьшение напряжения -вставание, хождение в кладовую, выбор питья и т.д.

Начальные поисковые реакции могут быть инстинктивными, но решающим является то, что инстинкт может быть полностью или частично удовлетворен различными путями. У животных способность удовлетворить потребность часто ограничивается паттерном стереотипного поведения. У человека инстинкты лишь инициируют потребность в действии, они не предрешают определенность действия.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация - напряжением.

Аналитическая работа психоаналитика включает поиск причин мыслей и поведения, чтобы потребность, неправильно удовлетворяемая определенной мыслью или определенным поведением, могла получить лучшее разрешение.

Однако кажется, что многие мысли и формы поведения не только не уменьшают напряжения, но даже создают его. Это может значить, что прямое выражение потребности блокировано. Хотя можно назвать множество "инстинктов", Фрейд попытался свести все это многообразие к нескольким основным.

Основные инстинкты. Фрейд дал описание двух основных инстинктов: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные) - Эрос, и разрушающие (деструктивные) - Танатос. Оба эти понятия предполагают фундаментальный, биологический, продолжающийся и неразрешимый инстинктивный конфликт.

Инстинкты - это каналы, по которым может протекать энергия. Эта энергия подчиняется своим собственным законам.

Каждый из основных инстинктов имеет, по мнению Фрейда, свой собственный источник энергии.

Либидо - (лат. - желание) психическая энергия, присущая инстинктам жизни. Эта энергия имеет свои качественные и количественые категории. Энергия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти не получила специального названия. Предполагается, что она имеет те же свойства, что и либидо.

Катексис - процесс перемещения либидонозной или агрессивной - противоположной ей психической энергии, в различные сферы психической жизни, в идею или действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая привлекала и удерживает его.

Если представить себе запас либидо как определенное количество денег, то катексис - процесс помещения их. Когда какая-то часть вложена во что-то или катектирована, - то настолько меньше вы можете вложить во что-либо еще.

Психическая теория стремится понять, где либидо могло быть неверно катектировано. Будучи освобождена или направлена иначе, также самая энергия может быть использована для удовлетворения текущих потребностей. Стремление высвободить связанные энергии мы найдем так же у К.Роджерса и А.Маслоу, а также в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения об источнике психической энергии, но все они согласуются с фрейдовскими представлениями, что обнаружение и канализация психической энергии - это одна из основных проблем в понимании личности.

Психосексуальные стадии развития. Фазы психосексуального развития, - закономерно сменяющие друг друга возрастные стадии, прохождение которых связано с катектированием либидо в различные зоны. Различают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии развития.

Оральная стадия. После рождения ребенка потребности и удовлетворения концентрируются в основном на губах, языке и, несколько позже, зубах. Основное побуждение младенца не социально и не межличностно: это просто потребность в еде, в уменьшении наряжения голода и жажды. Поэтому большая часть энергии (либидо) катектирована в области рта. По мере взросления все новые области тела развиваются, однако определенная часть энергии остается постоянно "привязанной" к оральной зоне. Поздняя оральная стадия, после появления зубов, включает удовлетворение агрессивных инстинктов. Кусание груди, причиняющее матери боль и ведущее к отниманию от груди, - пример такого рода поведения. У взрослых сарказм, сплетни, "набрасывание" на пищу описываются как связанные с этой стадией развития.

Удержание некоторого интереса к оральным удовольствиям нормально. Это является патологией, если становится доминирующим способом удовлетворения, т.е. если человек преувеличенно зависит от оральных привычек в ослаблении тревожности.

Анальная стадия. Между двумя и четырьмя годами дети обычно учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь. Ребенок обращает особое внимание на уринацию и дефекацию. Дети быстро начинают понимать, что увеличение уровня контроля приносит им внимание и похвалу родителей. Характерные черты взрослых, связанные с частичной фиксацией на анальной стадии, это аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд указывает, что эти черты часто встречаются вместе в одном человеке. Он говорит об "анальном характере", когда поведение тесно связано с опытом, пережитом на этой стадии детства.

Фаллическая стадия. Начиная, по меньшей мере, с трех лет, ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачивающуюся на генитальных областях тела. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия. В это время, как у мальчиков, так и у девочек, появляются серьезные страхи в связи с сексуальными проблемами. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (Эдипов комплекс); девочка - наоборот (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующим родителем. Так формируется основа морали - Супер-Эго и возможность активного подавления сексуальных влечений.

К 5-6 годам сексуальная напряженность у ребенка ослабевает, и он переключается на учебу, спорт и т.д. С этого времени (6 - 12 лет) наступает латентный период.

В подростковом и юношеском возрасте (12-18 лет) сексуальность оживает с новой силой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях, преходящем онанизме, затем либидозная энергия полностью переключается на полового партнера. Наступает стадия половой зрелости - генитальная стадия.

Генитальная стадия. Последняя стадия биологического и психологического развития наступает с приходом половой зрелости и возвращением либидонозной энергии к половым органам. Юноши и девушки сознают теперь свою половую принадлежность и начинают искать пути удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей.

Структура личности. Структурная модель. В структуре личности З. Фрейд выделял Ид, Эго и Супер-Эго. Основная психологическая тенденция взаимодействия всех трех систем - поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень динамического равновесия душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

Ид (Оно) "содержит все унаследованное, все, что суть при рождении, что заложено в конституции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации, и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной". Это первоначальная, основная, наиболее центральная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Супер-Эго. Хотя другие части структуры развиваются из Ид, само оно бесформенно, хаотично, неорганизованно. Ид -резервуар энергии для всей личности.

З. Фрейд писал: "В Ид нет ничего соответствующего идее времени, нет признания протекания времени и нет изменения психических процессов при прохождении времени... Естественно, что Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали".

Содержание Ид почти целиком бессознательно; оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для сознания. Ид можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, но властвовать он может только через посредников.

Эго (я) развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Эго находится в постоянном контакте с внешним миром. Как кора дерева Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и требованиями реального мира - оно действует согласно принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании, импульсов, исходящих от Ид. Эго - исполнительная часть личности.

Защитные механизмы Эго - способы мышления, направленные на смягчение неприятных аффективных состояний и удерживающие бессознательные конфликты вне сознания.

Третий компонент личности - Супер-Эго. Развивается не из Ид, а из Эго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как процесс интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин "интроекция". Супер-Эго включает интроецированные ценности, наши "надо" и "нельзя". Это наша совесть. Супер-Эго действует на основе морального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Инстинкты (Ид), разум (Эго) и мораль (Супер-Эго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение - возникают интрапсихические, или психодинамические, конфликты. Фрейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.

Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам. Наиболее важная функция Эго - образование защитных механизмов против тревоги и вины.

Механизмы защиты - это психологическая тактика Эго, направленная на смягчение неприятных аффективных состояний и удерживающая бессознательные конфликты вне сознания. Это -вытеснение, проекция, образование реакции, отрицание, сублимация, рационализация, изоляция, регрессия и т.д. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и достичь сознания.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод - психоанализ.

Психоанализ включает: толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), юмора, анализ переноса.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:
1. Добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического или психодинамического конфликта.
2. Проработать конфликт, т.е. проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытое, подавленное чувство гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помогает пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой "родительской фигуре" может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителями.

Таким образом, можно сформулировать сущность психодинамического подхода в психотерапии: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Источник: 
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии