Философия психоанализа З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856—1939 гг.) — основатель психоанализа. Родился во Фрайберге в еврейской семье. В то время город, в котором он родился, входил в состав Австро-Венгрии. Зигмунд был старшим из восьми детей, у него было еще два брата и пять сестер. Отец был торговцем шерстью. Когда Зигмунду исполнилось четыре года, отец с семьей переехал в Вену. 3. Фрейд выделялся среди своих братьев и сестер, заметно превосходя их по уровню способностей, которые, как считали его учителя, были исключительными. У него был острый ум и неутолимая жажда к чтению. Родители тоже, естественно, понимали это и старались создать для него лучшие условия. Его братьям и сестрам запрещалось музицировать, когда занимался Зигмунд. Если остальные дети читали, учили уроки при свечах, то Зигмунду родители выделили керосиновую лампу.

Зигмунд Фрейд с 9 лет учился в гимназии и был одним из лучших учеников; окончил ее с отличием в 17 лет. На его выбор будущей специальности повлияло прекрасное эссе И. В. Гёте о природе, которое, по собственному признанию 3. Фрейда, привело его к решению изучать медицину. Он почти всю жизнь провел в Вене: здесь окончил гимназию, стал студентом и получил медицинское образование на соответствующем факультете Венского университета. Будучи студентом, работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучал гистологию нервных клеток. С отличием окончил университет, получил степень доктора медицины и приступил к медицинской практике. Сформировавшиеся к тому времени научные интересы привели его в главную больницу Вены, и он приступил к научным исследованиям в Институте церебральной анатомии.

Фрейд хотел изучать нервные заболевания, однако эти возможности в Австро-Венгрии были, по его мнению, весьма незначительными, и в 1885 году он поехал на стажировку в Париж, где пробыл почти полтора года и изучал под руководством Шарко истерию, которую исследовал его руководитель. После возвращения в Вену он заключил брак с Мартой Бернэ и начал частную практику специалиста по нервным заболеваниям. Глубокие размышления над проблемами лечения этих патологий у людей привели его к отходу от начального этапа, когда он в лечебной практике использовал методы электротерапии и гипноза, которым владел.

Несколько позже 3. Фрейд начал сотрудничать с И. Брейером и познакомился с новой методикой лечения этим выдающимся врачом истерии у маленькой девочки. Й. Брейер вводил девочку в состояние глубокого гипноза и добивался вербализации ее рассказов, её воспоминаний о впечатлениях и эмоциях в ситуациях ее раннего детства. Фрейд приходит к выводу о том, что, возможно, в психике существуют мощные мыслительные процессы, которые скрыты от сознания человека. Вместе с И. Брейером 3. Фрейд опубликовал работу «Исследования истерии» (1895). Собственно, можно говорить, что 3. Фрейд разработал новую методику лечения неврозов, которую назвал психоанализом. Он инициировал объединение сторонников его метода и стал основателем «Венского психоаналитического общества», возникшего в 1908 году.

Заметное влияние на будущего психиатра, психолога и философа оказали два великих открытия: эволюционная теория Ч. Дарвина и закон сохранения энергии. Они сформировали у 3. Фрейда убеждение, что научное знание — это поиск и знание причин происходящих явлений под контролем опыта. Человеческий организм — это, с одной стороны, продукт эволюции всего человеческого рода, а с другой стороны — это продукт жизни отдельного индивида. Это положение 3. Фрейд распространил на понимание психики человека. Он считал, что психика человека — это функция организма, своеобразного аппарата, заряженного энергией. Эта энергия разряжается либо в нормальных, либо в патологических реакциях. Энергетические ресурсы личности служат «горючим» её действий и переживаний, с одной стороны, а с другой — личность в результате развития несет память о собственном детстве и одновременно память о детстве всего человечества. Поиск причин явлений и законов, лежащих в их основе, называется детерминизмом, и 3. Фрейд был его несомненным представителем.

3. Фрейду принадлежит неоспоримая заслуга в открытии того факта, основанного на почти всеми признаваемого положения, что регулятором человеческого поведения является сознание, что, наряду с тем, что осознаваемо человеком, в структуре психического скрыт глубинный пласт несознаваемых человеком, могущественных стремлений, страстей, влечений, желаний. Как практический врач-психиатр, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно осложнять жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний человека. Фрейдовский метод исцеления души оказал воздействие на многие другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на литературу и искусство.

После создания психоаналитического общества Зигмунд Фрейд с одним из своих учеников Карлом Юнгом, предпринял путешествие в США с целью пропаганды своего учения и разработанного им метода лечения. Поле аншлюса Австрии фашистской Германией 3. Фрейд эмигрировал в Великобританию, где провел последние годы до смерти в 1939 году.

3. Фрейд был очень плодовитым автором. Среди наиболее известных его произведений «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1923), «Я и Оно» (1923), «Психология масс и анализ человеческого я» (1921), «Недовольство культурой» (1929), «Моисей и монотеизм» (1939).

Собственно философское учение 3. Фрейда тесно связано с его медицинской практикой и вытекает из метода лечения неврозов. Метод избавления больных от неврозов 3. Фрейда основан на изучении и технике ошибочных человеческих ассоциаций и ошибочных действий, на изучении и анализе сновидений его пациентов. Фрейд считал, что его метод позволяет проникнуть в сферу бессознательного в психике и скорректировать психику человека.

Фундаментом психоанализа стало открытие 3. Фрейда, что психические явления и процессы являются в своей сущности несознаваемыми. Точнее, Фрейд считал, что сознательные явления и акты составляют только часть психической жизни и, при этом не самую важную, если речь идет об объяснении как самой психики человека, так и большинства его внешних рефлексов и поведения.

Самой важной частью психики человека и подлинным двигателем человеческого поведения является широкая сфера подсознательного, к которой 3. Фрейд отнес иррациональные страсти, инстинкты, влечения, присущие человеческой природе и вытесненные в сферу подсознательного (бессознательного), эмоциональные переживания человеческих индивидуумов, особенно те, что накопились в раннем детстве и которым сопутствовали отрицательные чувства.

В 1902 году 3. Фрейд был назначен профессором Венского университета, хотя никогда не предпринимал усилий заняться чтением систематического курса университетских лекций. Он оставался практикующим врачом, а результаты своих научных исследований и свои теоретические концепции представлял в публикациях и эпизодических лекциях. Был издателем или соиздателем нескольких специализированных научных журналов.

Если говорить об оценке наследия 3. Фрейда в европейской и мировой культуре, то можно отметить, что, с одной стороны, его доктрина вызывала большой энтузиазм, а с другой — не менее острую критику. И сам 3. Фрейд, и его психоанализ имели чрезвычайно высокую оценку в США. Во время визитов за океан его принимали чрезвычайно доброжелательно. В то же время в Европе (прежде всего — в Великобритании) на первом этапе психоанализ столкнулся с острой критикой, и лишь позднее к учению 3. Фрейда был проявлен определенный интерес.

3. Фрейда упрекали в крайнем биологизме. По мнению многих европейских мыслителей, Фрейд слишком абсолютизировал роль инстинктов в интерпретации природы личности. Критиковали 3. Фрейда за абсолютизацию роли сексуального инстинкта и недооценку социальных причин в формировании и функционировании личности человека. Однако, несмотря на эти упреки и некоторые методологические недостатки теории 3. Фрейда, его несомненной и значимой заслугой было формирование нового взгляда на психику человека. Он был, без сомнения, первым мыслителем, который весьма последовательно и в основном убедительно показал, что бессознательные и иррациональные процессы в психике человека могут играть существенную роль в практике его поведения. Он первым занялся проблемами формирования человека и обратил внимание на то, что на психические особенности взрослого человека может иметь решающее воздействие опыт раннего детства.

Конечно, время внесло существенные изменения и в теорию, и в практику психиатрии и психологии, но именно 3. Фрейда считают творцом современной психиатрии. Многие его наблюдения, например, касающиеся функционирования защитных механизмов в психике человека, нашли подтверждение в современных научных исследованиях.

Теорию личности человека 3. Фрейд в окончательной форме сформулировал в начале 20-х годов XX столетия. Согласно этой теории личность человека — это структура, состоящая из трех основных частей (элементов).

Первый слой, уровень, или область, психики человека составляют совокупность примитивных импульсов, которые 3. Фрейд назвал «Оно», или «Ид». «Оно» — это бессознательное, которым являются некоторые наши желания, влечения, а также процессы интуиции, творчества, формирования планов, идей и т. п. Они находятся ниже порога сознания, составляют бессознательное; это биологические инстинкты, обусловленные и наследуемые от природы, общей людям и животным. Это составные элементы подсознательного, то, что является наследованным и приобретенным. Они исполняют роль генератора энергии и мотора, двигателя личности. Вначале 3. Фрейд говорил о сексуальном инстинкте, затем об инстинкте жизни (Эрос) и инстинкте смерти (Танатос).

Второй слой, уровень, или область, психики человека — «Эго», или «Я». «Эго» — это слой, в целом являющийся осознаваемым регулятором, принципом, регулирующим поведение личности человека таким образом, чтобы отдельные инстинкты и желания, входящие в «Оно» («Ид») были в состоянии уравновешенности, покоя и не приводили к конфликту личности с обществом, а также не влекли за собой психические болезни.

Живя в обществе, личность не может реализовать все свои инстинкты, желания, страсти, не может реализовать те из них, которые носят деструктивный характер для общества, не может реализовать свои желания способом, который не согласуется с принятыми в обществе нормами.

Слой «Эго» формируется на протяжении жизни личности, которая, познавая окружающую среду, научается контролировать свои инстинкты и желания, с одной стороны, каким-то образом расходовать энергию, которая скрывается за ними, а с другой стороны, действовать так, чтобы не были нарушены социальные нормы и не доходило до конфликта личности с обществом. От правильного функционирования «Эго» зависит, с одной стороны, отсутствие страданий и психических болезней у личности, а с другой стороны — гармоническое сосуществование этой личности с другими людьми.

Третий слой, уровень, или область, человеческой психики — это «Супер-Эго», или «Супер-Я», возникает как результат усвоения (интернализации) всякого рода социальных норм. В то время, как «Ид» озабочено мгновенным удовлетворением своих желаний, «Супер-Эго» определяет, является ли данное поведение морально приемлемым. «Супер-Эго» включает в себя также создаваемые личностью идеалы и нормы поведения. Все это происходит в результате усвоения требований и запретов по отношению к личности со стороны родителей и общества на самых ранних этапах развития личности.

Значительная часть «Супер-Эго» является бессознательным, поскольку сформировалась в самом раннем детстве. «Супер-Эго» действует как внутренняя сила, которая некоторые наши поступки осуждает, «наказывает», а другие — «награждает», поощряет. Средствами наказания являются угрызения совести и чувство вины, а средством поощрения — чувство гордости и удовлетворения собой.

Описанная трехуровневая организация личности человека была самой важной частью концепции человека 3. Фрейда, на которую опиралась его доктрина психологии и его лечебная психиатрическая помощь пациентам.

Заметим, что в своей философской концепции человека 3. Фрейд отмечает, что существовавший до сих пор в европейской философии культ рационализма заслонил от исследователей проблему бессознательного.

Во взаимоотношениях «Я», «Супер-Я» и «Оно» первое, т. е. «Я», — это арена борьбы между «Оно» и «Супер-Я», между бессознательным и, прежде всего, сексуальной энергией и той частью психики, где сконцентрированы запреты, табу, требования, налагаемые на человека обществом, моралью, культурой. Именно конфликт между «Супер-Я» и «Оно» является, в соответствии с концепцией 3. Фрейда, причиной неврозов и, одновременно, стимулятором креативности, творческого начала у человека.

Можно сказать, что в концепции о трех уровнях психики человека важнейший слой психики — «Я» — осуществляет исполнительную власть, главной функцией которой является согласование интересов между «Оно», «Супер-Я» и требованиями внешнего мира. Образно говоря, правильно функционирующее «Я» — это мастер компромисса. «Я» разрешает «Оно» разгрузить имеющуюся в наличии энергию таким образом, чтобы силы «Оно» не составили опасной угрозы для здоровья личности или чтобы способ их разгрузки и реализации желаний «Оно» не задевал и не обижал «Супер-Я», не приводил к конфликтам, к противоречиям с внешним миром. С помощью «Супер-Я» сознательная личность обезопасит силы бессознательного через разрядку, сублимацию, облагораживание действий личности.

3. Фрейд наряду с разработкой концепции бессознательного сформулировал концепцию, которая называется «реакцией вытеснения», или сублимацией. Речь идет о том, что существует процесс вытеснения из сферы человеческого сознания в сферу бессознательного того, что нарушает здоровье психики, является для нее разрушительным — отрицательных эмоций, негативного опыта и т. п. Это вытеснение, по-Фрейду, является способом защиты психики человека. Однако вытеснение не проходит бесследно; с переходом в сферу бессознательного эти отрицательные эмоции и опыт, нереализованные желания могут проявиться в виде «случайных», непредвиденных действий, поступков, оговорок и т. п., вплоть до «странностей».

Особое место в методе психоанализа 3. Фрейда занимают сновидения людей, которые создатель философии психоанализа считал реализацией скрытых желаний, влечений, страстей, стремлений человека, т. е. всего того, что он не смог осуществить в реальной жизни. Эта концепция была разработана в его труде «Толкование сновидений».

Другим главным фактором, который руководит психикой человека, 3. Фрейд считает удовольствия. Психика, подобно компасу, всегда, по мнению 3. Фрейда, указывает человеку один путь — к удовольствию. Не всякое стремление к удовольствию, однако, может быть реализовано, и тогда наступает сублимация, т. е. вытеснение его из сознания в сферу бессознательного.

3. Фрейд разработал практически две психоаналитические системы. Первая утверждает, что в основе бессознательного лежит «либидо» — сексуальное влечение. Психическая деятельность в этой системе — это или процесс непосредственной реализации сексуального инстинкта, или сублимация, т. е. превращение сексуальной энергии в несексуальную.

Вторая психоаналитическая система 3. Фрейда была создана как его реакция на критику первой. Центральным понятием второй системы являются понятия «Эрос» и «Танатос». «Эрос» символизирует инстинкт жизни и лежит в основе созидательной, конструктивной жизни человека, благодаря которой он обеспечивает продолжение рода и обеспечивает свои личные потребности. «Танатос» символизирует инстинкт смерти, он подталкивает человека к деструктивной, разрушающей деятельности по отношению к тому, что кажется человеку опасным и чужим.

В развитии взглядов 3. Фрейда, следовательно, можно выделить три этапа.

На первом этапе, примерно до 1900 г. , фрейдизм был теорией возникновения психических заболеваний, диагностирования и лечения неврозов.

На втором этапе, примерно до 1920 г. , взгляды 3. Фрейда переформировались в общую теорию структуры и функционирования человеческой психики. Эта теория приписывала основную роль в регулировании психической жизни человека бессознательным инстинктам, особенно сексуальному инстинкту, который 3. Фрейд назвал либидо (или сексуальное либидо).

Либидо (от лат. libido «влечение, желание»)—одно из ключевых понятий психоанализа, введенное в научный оборот 3. Фрейдом. Первоначально это понятие обозначало специфическую психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида. Либидо рассматривается как ведущий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря психологической защите вытеснения, сублимации. В более поздних трудах 3. Фред использовал понятие либидо как синоним жизненной энергии (Эрос), побуждающей человека к самосохранению и воспроизводству себе подобных. Согласно 3. Фрейду, часть либидо направляется на объект (партнера) любви и дружбы, а часть на собственное «Я» (т.е. выделяют «Объект-либидо» и «Я-либидо»). 3. Фрейд рассматривал либидо человека как постоянный конфликт с системами запретов и нравственных правил, образцов, с обычаями, которые как бы «встроены» в психику человеческих индивидуумов в процессе их воспитания.

Равнозначным Эросу в жизни человека Фрейд считал «инстинкт смерти», который определял как негативный, деструктивный и уничтожающий. Этот второй инстинкт 3. Фрейд символически определил как Танатос (Танат — смерть).

На третьем этапе развития взглядов 3. Фрейда, после 1921 года, основатель психоанализа расширил свою доктрину до философско-социологической концепции человека и культуры. Этот третий этап эволюции взглядов Фрейда достаточно отчетливо был изложен в его книге «Культура как источник страданий».

Учение о бессознательном, вытеснении, сублимации 3. Фрейд переносит и в социальную философию. Человеческое общество может существовать только при безусловном подавлении бессознательных привычек, страстей, влечений составляющих это общество индивидов. Если же этого не происходит, общество будет разрушено изнутри. Следовательно, необходимым условием существования общества является массовая сублимация подавленной энергии и превращение ее в культуру. Одним из методов подавления этой энергии, считал 3. Фрейд, выступают ритуалы. Ритуалы, или, в оценке 3. Фрейда, коллективное бессознательное — это форма реализации вытесненных желаний. Насчитывается множество таких ритуалов: религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, включая театр, массовые мероприятия.

3. Фрейд считал, что по мере развития человеческой цивилизации общество через разнообразные ритуалы все больше подавляет человеческие страсти, порывы, влечения, и это приводит к массовым неврозам, психозам и депрессии все большего количества людей. Люди, чьи желания, стремления, страсти подавлены, группируются в массы, в толпу и направляют свою энергию на лидера. Это приводит к идентификации толпы с лидером и осознанию толпой и лидером своей «ценности», «силы», общей безопасности и защищенности, порождает агрессию, беспощадность. Толпа становится легкоуправляемой, и иногда достаточно одного жеста или слова, призыва лидера, чтобы толпа взорвалась и стала действовать разрушающе, без оглядки на мораль, запреты, законы. Роль лидера, по мнению 3. Фрейда, может занять только личность с ярко выраженными психическими отклонениями, аномалиями. Лидер сам должен верить в свою исключительность и заставить поверить в это толпу, повести ее за собой.

Социальная философия 3. Фрейда — это логическое дополнение и распространение его взглядов на природу человека, культуру. Эти взгляды изложены им в книге «Культура как источник страданий» или «Недовольство культурой». В трактовке 3. Фрейда, культура исполняет в жизни человека две функции: она является для человека источником страданий, но одновременно, дает человеку возможность неограниченной самореализации, самовыражения. В первом случае культура направлена против природы человека, выступает как отрицание ее, а в другом — как ее дополнение и переформирование. 3. Фрейд считал, что с позиций культурных ценностей натура человека — зла. В соответствующих условиях, если бы не действие сил, тормозящих желания, страсти, инстинкты человека, он вел бы себя как «дикая бестия», которой чужды какие-либо общественные или гуманистические взгляды. Однако, живя в обществе, личность не может реализовать всех своих желаний, инстинктов, страстей, в частности, тех, которые носили бы деструктивный характер и с которыми это общество борется.

Чтобы нивелировать эти противоречия, снять конфликты между жизнью личности и жизнью общества, это общество создает для невозможных к реализации инстинктов личности различные компенсации или замещающие их вещи, социальные институты и пр. Именно таким заменителем, компенсирующим невозможность реализации некоторых инстинктов человека, является культура, а более точно выражая мысль 3. Фрейда, — возможность для человека самореализоваться в культурном творчестве. В творчестве личность реализует свою жизненную энергию, переводя ее из сферы бессознательного (наследуемых инстинктов и приобретенных комплексов) в сферу сознательной деятельности. По образному выражению 3. Фрейда, «мы живем культурой, поскольку и не можем жить натурой» (природой человека).

Личность, как считал автор психоанализа, может бороться с конфликтами в собственной жизни, не прибегая к помощи психоаналитика, а опираясь на механизмы сублимации, замещения или своеобразного возвышения своих действий. Всюду, где мы имеем дело с различными отношениями и психическими болезнями, вместо сублимации действует механизм, при котором вместо творческой деятельности появляются болезненные симптомы. В этом случае, когда не действуют оба этих механизма защиты психики, человек живет в постоянном конфликте с обществом и культурой.

С учетом того, что основной вклад в возникновение и разработку психоанализа внес 3. Фрейд, а также с учетом того факта, что именно ему принадлежит основная заслуга в разработке философии психоанализа, психоанализ часто называют фрейдизмом.

К известным представителям психоанализа также относятся А. Адлер, В. Райх, К. Г. Юнг, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. Рассмотрим их взгляды и вклад в развитие философской проблематики психоанализа. Следует, однако, оговориться, что их идеи в большей степени относятся к психоанализу и в меньшей степени к философии психоанализа. Это касается, прежде всего, А. Адлера, В. Райха, К. Г. Юнга.

Темы: Фрейд, Психоанализ
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Метапсихология З. Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Ошибочные действия с точки зрения психоанализа по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоанализ депрессий по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные элементы психоаналитической теории сновидений
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные формы невротических расстройств по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные принципы психоанализа З. Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда в отношении религии
...
Оставить комментарий