Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда

Теория и личность Зигмунда Фрейда — бесспорно гениального ученого и не менее талантливого писателя — уже более ста лет привлекают внимание научной и культурной общественности. Работы Фрейда оказали огромное влияние на все основные разделы современной гуманитарной науки — философию, психологию, социологию, медицину и современную культуру в целом. Введенные Фрейдом понятия — «либидо», «сублимация», «эдипов комплекс» и др. — вошли в обыденную речь, были многократно тиражированы в литературных произведениях и хорошо знакомы любому образованному человеку. Тем не менее длительный запрет психоанализа в России и многочисленные искажения его сути привели к тому, что адекватное восприятие открытий психоанализа все еще не установилось. Первое приближение к такому пониманию и составляет основную задачу этого издания.

Фрейдом были открыты и с удивительной точностью описаны десятки психологических законов и феноменов, проявляющихся как в норме, так и в патологии, которые до него фактически никто не замечал. Эти феномены будут более подробно рассмотрены в последующих главах.

Зарождение психоанализа

Фрейд приступил к изучению медицины относительно поздно — ему был уже 21 год, и первым его увлечением стала физиология, которая переживала глубокий переворот, связанный с распространением закона сохранения энергии на живую материю. Одним из следствий этого было появление идеи о психике как одной из разновидностей энергии. Эти представления оказали в свое время весьма позитивные воздействие на развитие физиологии, в частности — способствовали внедрению в практику исследования нервно-психических процессов экспериментальных, базирующихся на измерении, методов. Следует сразу отметить, что понятия «нервное» и «психическое» в тот период времени практически отождествлялись, и многие ученые пытались найти истоки и объяснения духовной жизни людей в химических и физических реакциях клеток головного мозга. Фрейд также увлекся изучением нервных клеток и физико-химических реакций, но вскоре утратил интерес к этой области медицины.

Тем не менее именно с физико-химической школой связано появление самого термина «психоанализ», а распространение закона сохранения энергии на психические феномены принадлежит к величайшим открытиям Фрейда, сформулировавшего позднее многократно подтвержденную практикой и специальными исследованиями концепцию сохранения психических содержаний. Предельно упрощая ее, можно сказать, что любая информация, хотя бы однажды воспринятая любым из органов чувств, никуда не исчезает и никогда не забывается, а лишь переходит из одной формы в другую. С этими же физико-химическими подходами связан и сформулированный Фрейдом закон психической    , сущность которого

состоит в неосознаваемой потребности любой личности реализовать все психические акты при минимальном уровне напряжения сил и энергии, а также в стремлении постоянно поддерживать максимально возможно низкий уровень психического функционирования, внутренне воспринимаемый как состояние комфорта. Позднее это состояние получило наименование « психический гомеостаз».

Начало практики

В возрасте 25 лет Фрейд завершает медицинское образование. Он мечтает об академической карьере, но, не получив место научного сотрудника в университетской лаборатории, вынужденно принимает решение начать свою деятельность в качестве частнопрактикующего врача. Затем он поступает на работу в Венскую народную больницу, где проходит практически через все основные отделения, приобретая реальный врачебный опыт в хирургии, неврологии, дерматологии и психиатрии. Параллельно он начинает преподавать, и через три года получает звание приват-доцента Венского университета и персональную стипендию для стажировки в Париже, где в течение 1885—1886 гг. работает в клинике Сальпетриер под руководством доктора Жана-Мартена Шарко (1825—1893) — одного из основоположников современной психиатрии. В клинике профессора Шарко у Фрейда Жан-Мартен Шарко впервые возникает интерес к психопатологии, и особенно — к истерии, и именно с этой формой психического страдания связана значительная часть первых открытий и разработок Фрейда.

Истерия

Истерия принадлежит к наиболее сложным и многоликим формам психического страдания. Будучи весьма распространенной, истерия не имеет четкой клинической картины, поэтому ее достаточно трудно дифференцировать от неврастении и других неврозов. В качестве наиболее значимых ее отличий обычно отмечаются большая яркость и изменчивость симптоматики, многообразие одновременно присутствующих эмоциональных, чувствительных и двигательных нарушений, жалобы на которые, как правило, предъявляются с некоторым оттенком демонстративности и даже театральности. Но это вовсе не притворство, как иногда думают. Различие между симулянтами и истериками весьма существенно: первые хотят казаться больными, а вторые — реально чувствуют себя больными (действительно страдают), даже если никаких объективных признаков болезней, на которые указывают их симптомы, у них не выявляется.

Психические и поведенческие нарушения наиболее часто сочетаются с обилием жалоб на боли в сердце, желудке, печени, почках, конечностях (при отсутствии объективных признаков поражения этих органов по данным рентгенографии, электрокардиографии, анализов и т.д.). В эпоху Фрейда для истерии были также весьма характерны транзиторные (т.е. кратковременные, преходящие) проявления нарушений речи (вплоть до немоты), слуха, зрения, парезов конечностей и нарушений чувствительности.

Как правило, истерические реакции первично возникают и в последующем проявляются после психотравмирующих ситуаций. Поэтому острая или хроническая психическая травма всегда присутствует в анамнезе таких пациентов. Но еще более характерна для них высокая подверженность психической травматизации, повышенная сенситивность (чувствительность) и ранимость, поэтому даже минимальный отрицательный стимул у них может легко трансформироваться в индивидуально непреодолимый и приводит к «уходу в болезнь». Такие пациенты нередко демонстрируют так называемые« рентные тенденции», оказываясь в роли опекаемых, подчеркивающих свою незначимость и зависимость, и получая от этого определенные «дивиденды».

Иногда они склонны накапливать аффективные переживания с последующим «залповым отреагированием», в других случаях невротическая реакция проявляется в ответ на каждый негативный стимул. Рациональный (рассудочный) компонент мышления у таких пациентов обычно снижен, они редко расположены к критическому анализу собственных поступков, проявлениям выдержанности и здравомыслия. Весьма характерным для этой формы патологии является желание быть в центре внимания, стремление снискать сочувствие окружающих и направленность на их позитивную оценку, что, при не всегда полной адекватности, создает для этой категории пациентов достаточно большие трудности в системе отношений и межличностном общении. Проще говоря, никто так не нуждается в долговременных эмоциональных привязанностях, внимании и понимании окружающих — и в то же время никто не бывает более непостоянен и труден в общении. «Я никому не нужен, меня никто не любит, не понимает и т.д.» — наиболее частые варианты запросов таких пациентов и к окружающим, и к терапевтам.

К этой многоликой клинической картине нередко присоединяются психастенические жалобы: повышенная истощаемость, утомляемость, понижение аппетита и сексуального влечения (или, наоборот, сексуальная растор-моженность), отдельные проявления ограничительного или ритуального поведения, снижение внимания и памяти, неуверенность в себе, застенчивость, немотивированное чувство тревоги и т.д.

Общение с такими пациентами никогда не бывает скучным. Они, как правило, очень обаятельны и по-детски непосредственны. С ними обычно быстро и достаточно легко устанавливается контакт. Они хорошо поддаются терапии внушением и обладают выраженной способностью к самовнушениям. Последнее обстоятельство нередко сводит на нет все усилия терапевтов, так как на смену одним симптомам приходят другие.

Влияние французской школы Жана Шарко

Клиника Сальпетриер, в которой Фрейд проходил стажировку, имела давние традиции и считалась пионером новых подходов к терапии душевных расстройств и организации психиатрической помощи, а также обладала солидным опытом по изучению анатомии мозга. Отметим, что в описываемый период времени истерия как самостоятельная форма психопатологии не рассматривалась. Более того, многими врачами это заболевание считалось своеобразной разновидностью обычной симуляции, к которой склонны преимущественно женщины и женоподобные мужчины. Жан Шарко не придерживался этой точки зрения и в отличие от большинства коллег, которые считали причиной психических расстройств анатомические изменения или повреждения мозговой ткани, утверждал, что истерия — это реальное психическое расстройство, которое не сопровождается какими бы то ни было анатомическими изменениями в нервной системе, а следовательно, вызывается не какими-то органическими, а «душевными» причинами.

Гипотеза о психогенном происхождении истерии была сформулирована Шарко около 1883 г., и это, бесспорно, было вызовом господствовавшей в то время натурфилософии, стремившейся к объяснению всех психических феноменов материальными факторами. Фрейд полностью воспринял идеи Шарко и вслед за ним постоянно подчеркивал, что важнейшей характеристикой истерического расстройства (в том числе, например, истерического паралича) является то, что оно ни в коей мере не отражает состояние нервной системы. Обучением у Шарко завершается образование Фрейда, после чего начинается его самостоятельная научная деятельность, результаты которой составили целый ряд бесспорных открытий и до настоящего времени оспариваемых концепций, в последующем приведших их автора к созданию психоанализа.

Период работы с Йозефом Брейером

Изучением истерии на протяжении ряда лет Фрейд занимался совместно со своим старшим коллегой и наставником — психиатром и психологом Йозефом Брейером (1842—1925), который также сыграл особую роль в жизни и научных исследованиях Фрейда.

Еще до начала сотрудничества с Фрейдом Брейер разработал собственный метод психотерапии для лечения истерии. После погружения пациентов в гипнотическое состояние он предлагал им подробно описывать различные психотравмирующие ситуации, имевшие место в прошлом. В частности, предлагалось вспомнить о начале, первых проявлениях психического страдания и событиях, которые могли быть причиной тех или иных психопатологических симптомов. Однако далее этого методического приема Брейер не продвинулся. Позднее, уже в совместных исследованиях Фрейда и Брейера, было установлено два существенных психологических феномена, которые многими биографами квалифицировались как открытия:

  • иногда только один рассказ (в некотором смысле — «насильственное воспоминание») об этих ситуациях приводил к избавлению пациентов от их страдания;
  • практически во всех случаях проявления психопатологии (например, заикание, тики и т.д.) исчезали, когда пациент начинал рассказ о психотравмирующей ситуации.

Брейер назвал это явление « катарсисом», по аналогии с термином, предложенным еще Аристотелем для обозначения феномена «очищения через трагедию», когда, воспринимая высокое искусство и переживая вместе с актером страх, гнев, отчаяние, сострадание или мучение, зритель очищает душу.

Изложение истории психоанализа практически никогда не обходится без уже хрестоматийного случая пациентки Брейера Анны О., на протяжении нескольких лет страдавшей нервным кашлем и предъявлявшей целый ряд других жалоб (периодический паралич мышц шеи, неспособность говорить на родном языке и т.д.). Используя свой метод — рассказ в состоянии гипноза о психотравмирующих событиях прошлого (в данном случае связанных с эмоциональными отношениями Анны с отцом), Брейер добился выздоровления пациентки. Но когда ей было об этом объявлено, у нее тут же вновь появились психопатологические нарушения, правда, в иной модификации — теперь ведущим стал синдром мнимой беременности. Случай получил огласку и породил ряд досужих домыслов. И хотя у Анны ни с кем, включая ее терапевта, не было никаких сексуальных отношений, Брейер предпочел отказаться от продолжения работы с ней и передал ее другому специалисту.

Темы: Фрейд, Психоанализ
Источник: Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Основные элементы психоаналитической теории сновидений
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные принципы психоанализа З. Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные формы невротических расстройств по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда в отношении религии
...
История теории объектных отношений
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Классический психоанализ
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда
...
Оставить комментарий