Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда

3. Фрейд предположил, что основанием развития психики человека как в процессе филогенеза, так и онтогенеза является некоторая энергия. Эта энергия связана с жизнеобразованием и проявляет себя в инстинктах. Человек, по своей природе имеющий биологический организм, так, как и животное, свободно проявляет часть инстинктивных потребностей. Однако реализация таких инстинктивных потребностей, как либидо (сексуальный инстинкт, потребность в организмическом удовольствии, стремление к жизни) и мортидо (стремление к смерти, проявляющееся в агрессивном поведении), ограничивается моральными требованиями человеческого сообщества. Эти два ограничиваемых инстинкта 3. Фрейд объединил в одну витальную потребность — стремление к удовольствию, двумя сторонами которого являются либидо и мортидо. Стремление к удовольствию является основной энергией, мотивирующей поведение человека. Таким образом, психоанализ 3. Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной, социальной, психической) с точки зрения преобразования энергии стремления к удовольствию.

Базисные черты человека (либидо и мортидо) и его базисная потребность (стремление к удовольствию) при взаимодействии с внешним миром способствуют формированию определенной личностной структуры. 3. Фрейд описал две такие модели личности человека.

Согласно первой модели, существуют три уровня психической жизни: а) сознание, б) предсознание, в) бессознательное.

Сознание определяется как состояние, в котором человек себя осознает как противоположность состоянию сна, наркоза или комы. ')то структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, сформированная под влиянием социального окружения. ( о знание, в отличие от бессознательного, способно оперировать понятиями пространства и времени.

В предсознательном содержатся психические явления, которые в конкретный момент являются неосознаваемыми, но они не вытеснены и без особого напряжения могут быть извлечены из памяти и стать осознанными.

В бессознательном кроется основной энергетический потенциал человека - погребность в удовлетворении основных инстинктов - стремления к жизни (либидо) и стремления к смерти (мортидо). В связи с тем, что сознание человека формируется в соответствии с социальными правилами, психические явления индивида, формируемые его либидо и мортидо, могут быть вытеснены и стать бессознательными, т.е. скрытыми от человека. По мнению 3. Фрейда, эта скрытая бессознательная часть личности человека занимает основную и доминирующую часть психического мира человека.

Образно он представлял психический мир в виде айсберга. Та небольшая его часть, которая выступает над поверхностью воды и которую можно рассматривать, является аналогом сознания. Большая его составляющая, скрытая под водой и неразличимая глазами, составляет основную массу айсберга. Она является аналогом бессознательного, насыщенного либидо и мортидо.

Во второй модели личности содержатся следующие три элемента: а) супер-эго (сверх-Я), б) эго (Л), в) ид (оно).

Супер-эго — это та часть эго, в которой развивается самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. В этой части психического находятся родительские назидания и интериоризированные социальные установки. Супер-эго требует от эго, осуществляющего действия в реальности, чтобы оно подчинялось его правилам. Энергетический потенциал супер-эго находится в бессознательном в виде стремления к удовольствию, а его содержание определяется обществом.

Ид - понятие, аналогичное бессознательному. Это наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетически первичное, связанное с жизнью тела и подчиненное принципу удовлетворения биологических потребностей. Ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе, оно иррационально и аморально. Его контролирует, согласно интериоризированным социальным установкам, субстанция супер-эго. Ид требует от эго, связанного с реальностью, чтобы оно подчинялось его требованиям.

Эго выделилось в психическом пространстве человека под влиянием реальности. 3. Фрейд связал его с умом и здравым смыслом. Эго следует принципу реальности, вырабатывая механизмы, позволяющие адаптироваться к среде и справляться с ее требованиями. Чтобы выбрать те или иные действия в окружающем мире, эго оценивает среду, потребности организма и свое собственное состояние и поведение. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание устрашающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.

Сознание и бессознательное, а также супер-эго и ид являются антагонистическими структурами личности и находятся в состоянии конфликта. Если эго примет решение или совершит действия в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Если эго будет подчиняться требованиям только супер-эго и блокировать реализацию потребностей, исходящих от ид, то их энергетическое давление вызовет личностное напряжение и тревогу.

Поскольку требования к эго со стороны ид, супер-эго и реальности не совместимы, то неизбежно пребывание эго в ситуации конфликта и напряжения, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов. Наиболее значимыми из и пяти описанных 3. Фрейдом защитных механизмов являются: а) вытеснение, б) регрессия и в) сублимация. Они определяют общие черты поведения и причины расстройств личности.

Вытеснение - это защитный процесс, посредством которого неприемлемые с точки зрения супер-эго импульсы становятся бессознательными. Перемещаясь в область бессознательного (ид), они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде тревоги, психических расстройств и соматических заболеваний.

При использовании защитного механизма регрессии сознание и поведение индивида возвращается к различным детским состояниям и стадиям психосексуального развития, и при этом он, соОтветственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. Под регрессией понимается также соскальзывание человека на более примитивный уровень поведения или мышления (опьянение, использование мата и порча вещей в состоянии агрессии, увлечение бульварными романами, вера в мистификаторов, распространение сплетен и др.).

Сублимация - механизм, посредством которого энергия запретных импульсов (либидо и мортидо), вытесняемых в ид, преобразуется в приемлемое для супер-эго индивида поведение. Реальное поведение при этом становится десексуализированным и деаг-рессифицированным. Считается, что сублимация, хотя и является защитным механизмом, все же присуща нормальному поведению.

По мнению 3. Фрейда, если либидо, как сексуальная энергия, связано с первичным инстинктом стремления к жизни, то оно должно иметь свои проявления и у детей, несмотря на то, что они не имеют сексуальных переживаний. Он обнаружил на теле детей на разных этапах их развития зоны удовольствий, соответствующие эрогенным зонам взрослого человека. Стадии развития человека, на которых имеет место проявление этих зон удовольствия, он назвал стадиями психосексуального развития: а) оральная стадия, б) анальная стадия, в) фаллическая стадия, г) латентный период, д) генитальная стадия.

На фаллической стадии у ребенка обнаруживаются два комплекса: кастрационный и эдипалъный. На инфантильной фаллической стадии ребенок обнаруживает свою половую принадлежность по присутствию или отсутствию пениса. Наличие пениса в сознании мальчика связывается с чувством превосходства над девочками, которых природа «обделила» этой частью тела. Это дает основание для формирования кастрационного комплекса мальчиков - страх потерять данное преимущество. По мнению 3. Фрейда, кастрационный комплекс мальчиков формирует в дальнейшем страх взрослых мужчин потерять как пенис, так и связанные с ним функции (сексуальную потенцию) и привилегии, связанные с мужским ролевым поведением (власть, сила, доминирование, автономность и др.).

Кастрационный комплекс девочек связан с осознанием своего подчиненного положения по отношению к мальчикам. У взрослых женщин он проявляется или в стремлении копировать мужчин, проявляя маскулинные формы поведения (авторитарность, властность, жесткость), или в стремлении завладеть мужским пенисом посредством секса или через овладение мужчиной через флирт и обольщение.

Эдипалъный комплекс (у девочек он называется комплексом Электры) проявляется в неосознанном желании овладеть родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Регрессия на эдипальную фазу проявляется в выборе сексуальных партнеров, которые явно напоминают по внешности и поведению родителей.

В связи с трехкомпонентной структурой личности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: а) тревожность, вызванная реальностью, б) тревожность, вызванная давлением ид; в) тревожность, вызванная давлением со стороны супер-эго.

Однако данные виды тревог являются естественными. Менее естественным и менее благоприятным для личностного развития человека 3. Фрейд считает использование защитных механизмов для снижения тревожности. Практически все виды защитных механизмов могут стать причиной неадекватной адаптации человека и кризиса личности. Однако в развитии невротических расстройств ведущее значение имеет механизм вытеснения.

3. Фрейд считал, что вытесненные из сознания в бессознательное неприемлемые мысли и импульсы не теряют своей активности. Для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которая могла бы быть использована личностью для своего развития и творческого поведения. Более того, вытесненные импульсы обладают энергетическим потенциалом, способным по механизму «закрытого парового котла» привести к невротическим расстройствам или функциональному и органическому поражению организма в виде психосоматических заболеваний.

В психоанализе, как и в других психодинамических подходах, целью диагностики является анализ содержания бессознательного. Вытесненные в бессознательное мысли и импульсы по определению не осознаются человеком. Однако они обладают энергетической активностью и способны направлять деятельность человека, его мысли, чувства, сновидения в требуемом для ид направлении. Таким образом, вытесненное может быть проявлено и обнаружено или посторонним наблюдателем, или самим индивидом, сознание которого направляется психоаналитиком в нужное русло. Интерпретация обнаруженных проявлений бессознательной деятельности осуществляется с позиций принадлежности их к либидо, мортидо или регрессии сознания на определенную стадию психосексуального развития.