Теория либидо и нарциссизма Фрейда

Для обозначения энергии сексуальных влечений 3. Фрейд (1894) ввел понятие «либидо». В «Лекциях по введению в психоанализ» (1917) 3. Фрейд писал: «Энергию, направляемую Я на объекты сексуальных стремлений, мы назвали “либидо”». Автор уточнил, что под этим термином подразумевается энергия, которую Я направляет на объекты своих влечений. В целом, объекты влечений могут быть не только сексуальными.

Исходно либидо состоит из парциальных влечений, которые вначале стремятся к удовлетворению независимо друг от друга, но в процессе развития постепенно объединяются. В качестве первой психической структуры и фазы психосексуального развития Фрейд описал оральную организацию либидо, когда главную роль играет функция сосания и область  рта младенца (орального удовлетворения). За ней следует анально-садистическая стадия с ведущим значением анальной области тела и функции выделения. В период пубертата наступает третья стадия организации либидо, проявляющаяся в объединении парциальных влечений под приматом генитальных зон.

Нормальное развитие сексуального влечения может нарушаться при определенных условиях. Так, при сексуальных перверсиях (отклонениях) стадия зрелой сексуальности не достигается, как правило, вследствие фиксации индивида на каком-либо раннем (инфантильном) парциальном влечении. Например, подглядывание для раннего детского возраста является нормальным выражением познавательного интереса, однако вуайеризм взрослого свидетельствует о фиксации. Нарциссическое самообнажение ребенка перед родителями носит характер подарка и демонстрации («посмотрите, какой я красивый»), а эксгибиционизм взрослого — это уже качественно иное явление. Получение удовольствия от причинения телесной боли (например, в виде родительского наказания) в сочетании с активизацией инфантильной сексуальности может приводить к садомазохистиче-ским психологическим установкам и соответствующим влечениям. В некоторых случаях индивид фиксируется на переживаниях первичного нарциссизма, избирая в качестве объекта влечения самого себя.

Термин «нарциссизм» был предложен в 1899 г. при описании мужской аутоэротической перверсии, при которой человек относится к собственному телу как к сексуальному объекту, любуясь им и лаская с последующим получением сексуального удовлетворения. Этот термин был введен по аналогии с мифом о Нарциссе — необычайно красивом юноше, который зачах от неразделенной любви к своему отражению.

Фрейд впервые использовал термин «нарциссизм» в 1905 г. для обозначения гомосексуального выбора объекта. Он обосновал, что люди с гомосексуальной направленностью видят сексуальный объект в самих себе, исходят из нарциссической установки и ищут похожих на себя молодых людей, которых могли бы любить так же, как когда-то мать любила их. Именно в связи с этим выводом Фрейд выделил объектное либидо, направленное на внешние объекты, и нарциссическое либидо, направленное на себя (на собственное Я). В 1914 г. Фрейд посвящает данному феномену специальную работу «О нарцизме», в которой обосновывает, что нарциссизм является универсальным психологическим феноменом, присущим человеческой природе в целом.

Фрейд рассматривает нарциссизм прежде всего в контексте превращений либидо. Так, например, в случае парафрении (одной из форм шизофрении) либидо смещается с внешних объектов на собственное Эго, и пациенты демонстрируют утрату интереса к внешнему миру в сочетании с манией величия. Фрейд относил парафрению к нарциссическим неврозам, в отличие от собственно неврозов — «неврозов переноса» (истерия, невроз навязчивости, фобии). В данном случае автором был введен достаточно четкий дифференциально-диагностический признак: Фрейд отметил, что у невротиков хотя и нарушается нормальное отношение к реальности, но сохраняется эротическое отношение к людям, хотя бы в области фантазий. В случае же нарциссических неврозов (т.е. психозов) либидо совершенно отщепляется от людей и предметов внешнего мира.

Нарциссические состояния проявляются не только при психозах, но и в ряде обычных ситуаций, например в состоянии сна или при соматических заболеваниях, когда индивид оторван от окружающего мира или озабочен исключительно собой («уход в болезнь»). У детей младшего возраста и примитивных народов также наблюдаются отдельные комплексы нарциссических проявлений, например: переоценка силы своих желаний, вера во всемогущество мысли или в волшебную силу слов или символов, различные варианты магического мышления («вот закрою глаза, и меня никто не найдет»).

Две формы либидо — объектное и нарциссическое — состоят в комплементарных отношениях. Я лишается либидо, когда последнее перемещается на объект, и затем либидо вновь возвращается к Я. Например, в состоянии влюбленности все либидо сосредотачивается на предмете любви, и влюбленный забывает о себе самом, но взаимная любовь, в свою очередь, приводит к повышению самооценки через обладание любимым объектом и возвращением его любви собственному Я.

Изучение любовной жизни людей предоставляет нам еще одну возможность для изучения нарциссизма. Первоначально сексуальные влечения примыкают к удовлетворению влечений Я. Кормящая мать и (или) те, кто ее заменяет, одновременно выступают первыми объектами любви ребенка. Впоследствии выбор объектов любви происходит по нарциссическому или примыкающему (опорному) типу. Описывая любовную жизнь человека, Фрейд делает важные заключения, в частности, что человек любит:«

  1. по нарциссическому типу: а) такого, как он сам (как бы самого себя), б) такого, каким он был когда-то, в) такого, каким он хотел бы быть, г) человека, который прежде был частью его самого (своего ребенка);
  2. по примыкающему типу: а) человека, подобного кормящей матери, б) человека, подобного защищающему отцу».

Анализируя нормальное развитие, Фрейд описал два вида нарциссизма — первичный и вторичный. Первичный нарциссизм характеризует самый ранний период детства (стадию аутоэротизма), когда либидо ребенка полностью обращено на себя, а субъективный и объективный мир слиты воедино. Младенец получает удовольствие преимущественно от своего тела, пребывая в нарциссическом состоянии слияния с матерью; маленький ребенок ощущает себя центром мира, демонстрирует «безграничную любовь к себе» и верит в свое совершенство и всевластие (любое его «сообщение» о дискомфорте приводит в движение весь окружающий мир).

По мере взросления (и постижения требований реальности) на смену фазе грандиозного удовольствия и внутренней уверенности приходит этап познания собственного бессилия. Взрослый человек тратит огромные усилия для поддержания нарциссического баланса, а именно внутреннего комфорта, уверенности в себе и стабильной самооценки. Чтобы избежать снижения самооценки, индивид прибегает к различным способам ее компенсации, в том числе к проекции собственных негативных качеств вовне, отрицании чего-либо неприятного в себе. Постепенно формируются реалистические оценки окружающего мира и реалистическое самосознание, осознание своего идеала и личные границы стремления к совершенству.

Механизм идеализации (бессознательной переоценки позитивных аспектов личности другого человека и самого себя) играет важную роль в нар-циссической саморегуляции. Идеализация непосредственно участвует во всех эмоционально и этически значимых процессах: любви и влюбленности, формировании и признании авторитетов, индивидуальных ценностей и моральных стандартов. При этом чувство собственной значимости изначально развивается на основе первичного нарциссизма, а затем — на основе отношений с родителями и другими значимыми фигурами. В ходе нормального развития личности ее либидо постепенно перемещается на формирующийся Я-идеал, от реализации которого (успешного или недостаточно успешного) во многом зависит чувство самоуважения. 3. Фрейд отмечал тесную связь между нарциссизмом и таким психическим образованием как Я-идеал, осуществляющим функцию совести и упорядочивания внутренних образцов. В рамках этой концепции совесть является той наблюдающей инстанцией, которая дает нарциссическое удовлетворение личности или лишает его. То, что не соответствует требованиям совести, может вытесняться, а на месте вытесненного материала, как уже обосновывалось, во многих случаях образуются симптомы.

В межличностных отношениях нарциссизм также играет чрезвычайно важную роль. Человек ценит другого не за его объективные качества, а за то, что он имеет с ним что-то общее или идеальное для себя, иными словами — он ценит в другом самого себя. Именно на этом основании формируются отношения любви, дружбы и сотрудничества. Такие (нарциссические по сути) отношения сопровождаются удовольствием, уверенностью и восхищением друг другом. Однако в ряде случаев (при отклонении от нарциссического идеала) они могут вызывать сильные негативные переживания (нарциссические раны), сопровождающиеся стыдом, обидой, завистью, ущемленным чувством превосходства и ненавистью. Психологическое самочувствие людей существенно зависит от того, насколько они нарциссически удовлетворены. Нарциссическое удовлетворение имеет место, если

  1. мы любим,
  2. наша привязанность находится в согласии с нашей совестью — с нашим Я-идеалом,
  3. если любят нас.

Нарушения распределения либидо между внешними объектами и собственным Я приводят к различным проблемам. Например, невротики страдают от чувства малоценности и обеднения Я вследствие слишком большой отдачи энергии значимым людям и вклада энергии либидо в переживания, связанные с этими людьми. При других нарушениях, например при психозах, происходят противоположные процессы — соответствующая часть либидо полностью отнимается от внешних и внутренних объектов и обращается на Я, что проявляется как уход в себя и отрыв от реальности. Такие психические расстройства рассматриваются как регресс к состоянию первичного нарциссизма.

Ключевые слова: Нарциссизм, Либидо, Фрейд
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Нарциссизм в понимании Фрейда
Базисное руководство по психотерапии
Cтруктура личности по Фрейду
Мельник С.Н., Психология личности
Культура по З. Фрейду и К. Г. Юнгу
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура и этика по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Механизмы психологической защиты по Фрейду
Мельник С.Н., Психология личности
Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда
Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Фрейдовская концепция идентификации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Метапсихология З. Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий