Фрейдовская концепция идентификации

А. Что такое идентификация по Фрейду? - Идентификация, согласно Фрейду, - это то явление, когда индивид А (например, мальчик) принимает ценностную систему, мораль другого человека (В; отца, матери и т. д.) и стремится быть похожим на него, вести себя как В.

Используя понятие идентификации, Фрейд стремился решить две крупные проблемы. Первая из них следующая: чем определяется непрерывность совести при переходе от одного поколения к другому, и появление у детей ценностей своих родителей? Вторая проблемы касается формирования у детей биологически правильной сексуальной идентичности, в результате чего каждый приобретает такие ценности, желания и манеры, которые свойственны своему полу. Выдвижение этих проблем - заслуга Фрейда.

Названные проблемы важны еще и по той причине, что мир полон преступниками, психопатами и многими таким людьми, которые имеют постоянное чувство виновности. Существуют инверты (т. е. люди, страдающие половыми расстройствами, гомосексуализмом), и пер-верты (перверзивные), у которых нет определенности половой принадлежности. Нельзя всех таких лиц считать дегенератами, неестественными и необъяснимыми и, таким образом, заключить, что проблема исчерпана.

Человек от рождения не имеет способности различения добра и зла. Он имеет сексуальное влечение, первоначально не связанное с определенными объектами. Обучение играет фундаментальную роль как в формировании морали, так и сексуальной идентичности.

Главными аспектами моральной инстанции в психике человека (Сверх-Я) Фрейд считал наблюдение, рассуждение и наказание. Это цензура или совесть. Я-идеал (Ego-ideal) - понятие, впервые использованное Фрейдом в 1914 году в статье «Нарциссизм». Этим понятием он обозначил тот стандарт, на основе которого совесть измеряет качества Я. Чувства вины и неполноценности Фрейд считал выражениями напряженных отношений между Супер-эго и идеальным Я. Каждая неудача Я в попытках реализации идеального Я сопровождается неприятными эмоциями:

  • чувством вины, когда неудача носит моральный характер;
  • чувством неполноценности, когда неудача является результатом недостаточности способностей.

Когда же Я приближается к своему идеалу, возникают ощущения правильности и наличия у личности способности.

Функции совести аналогичны функциям родителей, учителей и других имеющих власть лиц, следящих за исполнением норм. Это обеспечение правильного поведения с помощью вознаграждений и наказаний. Поскольку эти «представители власти» не всегда могут осуществить надзор над людьми, то совесть является важным регулятором социальной жизни.

Под влиянием родителей дети усваивают семейные и национальные традиции, а также требования социальной среды. Такое же влияние оказывают заменяющие родителей лица -учителя, герои, социальные идеалы. Сверх-Я этих людей являются первичными факторами, способствующими формированию Сверх-Я детей.

Б. Эдипов комплекс и идентификация. - Фрейд считал, что лучшим путем разрешения Эдипова комплекса для мальчика является идентификация с отцом, усвоение его морали и отказ от матери как сексуального объекта. Таким путем мальчик утверждает свою мужественность.

Чем определяется идентификация и создание Сверх-Я? Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником Эдипова комплекса. Сверх-Я начинает складываться при разрешении комплекса: его создание означает успешное преодоление комплекса.

Как мальчики, так и девочки выбирают своих матерей в качестве первых объектов чувственной любви, поскольку любовь возникает на основе заботы. Любовь мальчика к матери постепенно становится все более страстной, а отец - все более невыносимым и угрожающим соперником. Ребенок подвергается угрозе кастрации. В результате такой угрозы и своей анатомической неадекватности мальчик отказывается от матери как объекта любви, подавляет свое сексуальное желание и ненависть к отцу, принимает отца в качестве Я-идеала или одели.

А как происходит моральное развитие девочки? Фрейд не имел ясного представления о психологии женщин. Но он полагал, что у женщин имеется Комплекс Электры, суть которого в том, что девочка считают себя кастрированными и неполноценными и завидуют мальчикам за то, что у них имеется пенис. Поэтому они отворачиваются от матери. которую вначале любили, и приближаются к отцу как к объекту любви. Этим путем они завоевывают пенис или устанавливают над ним контроль. Со временем желание обладать пенисом отца заменяется (вытесняется) желанием иметь мальчика. В то время как угроза кастрации уничтожает комплекс Эдипа, предполагаемый факт кастрации и сопровождающая его зависть к пенису приводят к образованию комплекса Электры. Фрейд не знал, что же способствует уничтожению комплекса Электры. В работе «Некоторые психические последствия анатомических различий между полами» (1925) он полагал, что этот комплекс должен изгладиться, исчезнуть. К этому он добавил характерную антифеминистическую мысль о том, что, по его мнению, женщины не обладают таким же объективным Сверх-Я, как мужчины.

В работах Фрейда имеются подробности о развитии комплекса Эдипа. Угроза кастрации имеет целью подавить желание мастурбации. Обычно угрозами выступает мать, которая утверждает, что эту операцию совершат отец или врач. Угроза не воспринимается всерьез до тех пор, пока мальчики не обнаруживают. что у девочек нет пениса, и полагают, что они кастрированы. Когда мальчик видит голую женщину в ранний период онтогенеза, он не утверждает, что у нее нет пениса: он полагает, что у женщин просто он маленький.

Как бы то ни было, но распад комплексов Эдипа и Электры вряд ли реально обусловливает появление идентификации. Почему мальчик идентифицирует себя с отцом? И почему такая идентификация разрушает комплекс Эдипа? В каком случае этого не происходит? Для девочек даже неясно, что они должны идентифицировать себя с матерью.

В. Депривация и идентификация. - Почему вообще возникает идентификация? В работе «Траур и меланхолия» (1917) и в «Я и Оно» Фрейд писал, что когда умирает любимый человек, то Я идентифицируется с ним или интроецирует потерянного любимого. Я стремится быть похожим на того, кто должен умереть. На самом деле Эго утешает Оно: «Смотри, как я похож на объект, ты можешь меня тоже любить». Такую идентификацию с потерянным любимым Фрейд считал «работой траура».

Казалось бы, механизм (или причина) идентификации найден. Идентификация появляется тогда, когда объект любви должен исчезнуть. Поэтому (как отметил Браун), когда мальчик отказывается от матери как от сексуального объекта, он должен идентифицироваться со своими... воплями! Согласно этой теории, мальчик должен идентифицировать себя с матерью, а девочка - с отцом. Сам Фрейд не скрывал своего удивления, когда осознал, к чему привели свои спекуляции.

Фрейд справедливо отметил, что мальчики частично могут идентифицировать себя с матерьми, частично же - с отцами; у девочек - то же самое. Идентификация не является одномоментным актом. Есть множество частичных идентификаций. Однако если идентификация подтверждает сексуальную идентичность ребенка, то главная идентификация, в нормальном случае, должна иметь место с родителем того же пола. Но если, как полагал Фрейд, главная идентификация имеет место с тем родителем, который до этого был объектом сексуальной любви для ребенка и был оставлен им, то получается противоположный результат. Полный комплекс Эдипа и Электры, согласно Фрейду, включает любовь к обоим родителям и, одновременно, страх перед ними и зависть. Если так, то должна иметь место идентификация с обоими прежними объектами любви (родителями) как у мальчиков, так и у девочек. Но тогда результаты для обеих полов должны быть одинаковыми. Однако на самом деле результаты получаются различными.

Фрейд всегда придерживался того взгляда, что биологическая природа человека бисексуальна: есть как мужские, так и женские компоненты. Поскольку оба родителя были любимы, но от них пришлось отказаться, то должна существовать основа для идентификации с обоими как для мальчиков, так и для девочек. Какая из этих идентификаций будет более интенсивной, зависит от относительной силы мужских и женских компонентов в природе ребенка. (Здесь следовало бы иметь в виду значение социальных ролей мужчины и женщины, которые и требуют преимущественной идентификации с одним из родителей). Поскольку в мальчиках мужественности обычно больше, то они должны идентифицировать себя главным образом с отцами. Девочки же - с матерями. Однако эта точка зрения существовала еще до появления трудов Фрейда, поэтому его теоретические построения не нужны для того, чтобы мы пришли к таким выводам. От принятия предположения о биологической предопределенности неизбежно следует положение о соответствующей сексуальной идентификации. Но это уже не решение проблемы.

Теория идентификации Фрейда, который стремился объединить траур (mourning), совесть и сексуальную идентичность, Роджер Браун считает разочаровывающей, хотя и признает, что по каждой из этих проблем Фрейд получил новые результаты. Попытка рассмотреть все эти явления в качестве идентификации одного рода, имеющих одинаковый источник, была обречена, поскольку не соответствовала фактам. Фрейд смог бы преодолеть рамки своей теории, если бы учел, что имеются две или большее число разновидностей идентификации, включающих два или больше видов детерминантов.

По свидетельству Брауна, сам Фрейд не смог бы обнаружить эти разновидности, поскольку в различных его работах встречаются следующие мысли: 

  1. идентификация появляется, поскольку человек воспринимает себя похожим на другую личность (идентификация - 1); 
  2. идентификация может начаться вследствие того, что человек завидует успехам, авторитету или другим атрибутам другой личности и желает как-то приобщаться к ним (идентификация -2);
  3. идентификация может быть также следствием того, что другая личность вызывает страх, угрожает, и Я человека стремится преодолеть свой страх (идентификация - 3) (это защитная идентификация).

На последний из указанных механизмов обратила внимание также Анна Фрейд.

Если бы Фрейд проводил различие между Ид. - 1 и Ид. - 2, то при Ид. - 1 следовало бы иметь в виду передачу моральных стандартов, не имеющих ничего общего с сексуальной ролью (честность, правдивость и т. д.). Ид. - 2 можно было бы обозначить передачу сексуальной идентичности, включающей правильный выбор объекта, правильные амбиции и вкусы и т. д. Ид. - 1 осуществляется с главным объектом любви, от которого оказался ребенок, поэтому мальчик может идентифицировать себя с матерью, дочь - с отцом.

Но Ид. - 2 определяется по-другому. Она может быть признанием сходства черт (мальчик - с отцом, дочь - с матерью), но, как отметил Браун, более правильным представляется предположение, согласно которому зависть к успехам играет более важную роль. Теория зави-дования статусу выдвинул Дж. Уайтинг (J. Whiting). Возможно, что второй тип идентификации (передача сексуальной роли) имеет место с той личностью, которая для ребенка выступает в качестве наиболее удачливого человека в деле получения любви от того человека, кого ребенок любит в первую очередь. Это означает, что если мальчики любят своих матерей, а матери любят своих мужей, то мальчики идентифицируют себя (Ид. - 2) с мужчиной - с отцом. Девочки же должны идентифицировать себя с матерью, если матерей любят отцы, которых любят дочери.

У нас возникает следующая идея: общая схема этого рассуждения верна; мальчик иден-тиифцирует себя с тем мужчиной, которого любит его мать (и у него обучается гендерной роли) (Если мальчик любит свою мать). Это означает, что идентификация может иметь место и с любовником матери, у которого мальчик учится тому, каким должен быть мужчина. Это психо-логика идентификации.

Отсюда ясно, почему дети часто мешают родителям иметь любовников и любовниц. Они не могут терпеть предательства, поскольку не только любят данного родителя, но и идентифицируют себя с другим родителем! (Например, в рассказе С. Цвейга).

Зная эти закономерности (психо-логические схемы), можно подвергнуть более глубокому анализу как повседневные явления семейной жизни, так и художественные произведения.

Выделение различных видов идентификации в большей степени соответствует реальным психологическим фактам, в то время как стремление Фрейда унифицировать идентификацию имел догматический характер.

Ключевые слова: Идентификация, Фрейд
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Тревога по Фрейду
Соловьева С.Л., Психотерапия
Основные элементы психоаналитической теории сновидений
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Виды идентификации
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Неофрейдизм
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Основные формы невротических расстройств по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Псевдоидентификация и вторичная идентификация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Эдипов комплекс
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Метапсихология неврозов по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий