Конструктивная, деструктивная и дефицитарная виды агрессии

Г. Аммон (1995) пишет еще о трех видах агрессии: конструктивной, деструктивной и дефицитарной. Чтобы у читателя не возникло мысли, что я что-то исказил, привожу дословное описание этих видов «агрессии», данное автором.

«Конструктивная агрессия понимается как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на возможные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии.

Конструктивная агрессия предполагает наличие развитой эмпатической способности, широкого круга интересов, богатого мира фантазий.

Конструктивная агрессия связана с возможностью открыто проявлять свои эмоциональные переживания, является предпосылкой для творческого преобразования окружающего, собственного развития и обучения.

Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале конструктивной агрессии, характерны активность, инициативность, открытость, коммуникабельность, креативность.

Они способны к конструктивному преодолению трудностей и межличностных конфликтов, в достаточной степени выделяют собственные главные цели и интересы и безбоязненно отстаивают их в конструктивном взаимодействии с окружающими.

Их активность даже в конфронтационных ситуациях учитывает интересы партнеров, поэтому они, как правило, умеют достигать компромиссных решений без ущерба для личностно-значимых целей, т. е. без ущерба для собственной идентичности».

Возникает вопрос — есть ли в этом описании хоть какой-то намек на агрессию? Неужели собственное развитие и обучение, любознательность, установление продуктивных межличностных контактов — это агрессия?

А что агрессивного в следующем определении конструктивной агрессии, приводимом Е. В. Хохловой (2008): «...это сознательная активность человека в направлении достижения поставленных целей»? Конечно, стремясь достичь цели, человек может проявлять агрессию, насилие, но разве это обязательно?

«Деструктивная агрессия понимается как реактивное переформирование изначально конструктивной агрессии вследствие особых неблагоприятных условий в первичной группе, родительской семье, другими словами, в поведении деструктивная агрессия проявляется склонностью к разрушению контактов и отношений, в деструктивных поступках вплоть до неожиданных прорывов насилия, тенденцией к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительными действиями или фантазиями, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, склонностью к обесцениванию (эмоциональному и мыслительному) других людей и межличностных отношений, мстительностью, цинизмом».

Данное описание соответствует общераспространенному пониманию агрессии как поведению, направленному на причинение вреда какому-либо объекту.

Посмотрим теперь, что Г. Аммон пишет о дефицитарной агрессии:

«Дефицитарная агрессия понимается как ранний запрет на реализацию имеющегося потенциала активности, поиска объекта и взаимодействия с ним.

По сути, речь идет о более глубоком расстройстве центральной Я-функции.

Это расстройство проявляется в виде недоразвития Я-функции агрессии, т. е. в неиспользованности изначально заданной конструктивной предрасположенности к активному, игровому манипулированию предметным миром...

В поведении дефицитарная агрессия проявляется в неспособности к установлению межличностных контактов, теплых человеческих отношений, в снижении предметной активности, в сужении круга интересов, в избегании каких-либо конфронтаций, конфликтов, дискуссий и ситуаций "соперничества", в склонности жертвовать собственными интересами, целями и планами, а также в неспособности брать на себя какую-либо ответственность и принимать решения.

При выраженной дефицитарной агрессии существенно затруднена возможность открыто проявлять свои эмоции, чувства и переживания, претензии и предпочтения.

Недостаток активности в какой-то мере обычно субъективно компенсируется нереалистическими фантазиями, несбыточными планами и мечтами.

В эмоциональных переживаниях на передний план выступают чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты и одиночества, покинутости и скуки.

Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале дефицитар-ной агрессии, характерны пассивная жизненная позиция, отчуждение собственных планов, интересов и потребностей.

Они склонны откладывать принятие решений и не способны прикладывать сколько-нибудь значительные усилия для достижения поставленных целей.

В межличностных ситуациях, как правило, наблюдаются уступчивость, зависимость и стремление к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений интересов и потребностей».

Такая характеристика поведения скорее напоминает выученную беспомощность, а не агрессию. Кроме того, трудно понять, что имеется в виду, когда говорится о Я-функции агрессии.

Впрочем, дефицитарная агрессия понимается по-разному. Некоторые авторы видят в ней недостаток и ущербность враждебных стратегий поведения при неоспоримом проявлении агрессии. Например, тот же Аммон (1995) определяет ее как враждебное поведение, связанное с дефицитом соответствующих поведенческих навыков и недостаточным проявлением агрессивных побуждений. Таким образом, агрессия реализуется, но посредством ограниченного арсенала поведенческих навыков, например «когда провоцируют молчанием или делают вид, что не замечают тебя».

По-другому подходит к расмотрению конструктивности агрессии Т. В. Левкова (2003). Она рассматривает агрессию как дуалистический феномен, включающий деструктивную и конструктивную составляющие. Это весьма смелое заявление. Когда человека грабят на улице или избивают, что в этом конструктивного?

В качестве конструктивной составляющей агрессии автор рассматривает ассертивность (кстати, это имеет место не только у Т. В. Левковой1, но и у Е. В. Хохловой, 2008), и это тоже вызывает вопросы. «Ассертивность» — термин, заимствованный из английского языка, где он выступает производным от глагола assert — «настаивать на своем, отстаивать свои права». Однако отстаивать свои права не означает принуждать другого, наносить ему вред2. Не случайно, характеризуя ассертивность, авторы говорят о необходимости демонстрировать позитивность и уважение к другим, стремление к компромиссам. Кроме того, ассертивность характеризуется и как способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Из сказанного не видно наличие в ассертивности признаков агрессии. Наоборот, при ее характеристике подчеркивается, что она занимает промежуточное положение между пассивным и агрессивным поведением. Если агрессор руководствуется принципом: «Ты мне должен, потому что я сильнее», то ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «Я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».

Таким образом, ассертивное поведение скорее можно рассматривать как миролюбивое, а не агрессивное, хотя оно и связано с активной позицией человека. Ведь Е. В. Хохлова пишет, что мировоззренческой основой понимания ассертивности является философия ненасилия.

Впрочем, запутанность этого вопроса видна и в следующем утверждении Е. В. Хохловой: «Нравственная оценка агрессии с позиции философии ненасилия позволит нам отделить ассертивность от конструктивной агрессивности» (выделено мной. — Е. И.). Выходит, что ассертивность не является проявлением конструктивной агрессивности. В то же время первая глава ее диссертации называется «Конструктивная агрессивность как основная характеристика ассертивности». Из этого должно вроде бы следовать, что они неразделимы, как, например, качество и цвет ткани неотделимы от ее субстанции. Еще одно обстоятельство, запутывающее вопрос, — это то, что автор вместо слова «агрессия» говорит об агрессивности. Но агрессивность — свойство личности, которое не может быть ни конструктивным, ни деструктивным. Таковым может быть только агрессия (агрессивное поведение).

Итак, если выделение конструктивной (положительной по Н. Д. Левитову, 1972) и деструктивной (враждебной, захватнической) агрессии имеет смысл, то выделение дефицитарного вида агрессии у меня вызывает большие сомнения.

Ключевые слова: Агрессия
Источник: Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения
Материалы по теме
Определения и классификации агрессии
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Виды агрессивного поведения
Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения
Возрастные особенности агрессивного поведения
Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения
Альтруизм и агрессия
Слотина Т.В., Психология общения
Агрессия как психологический феномен
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Как побороть гнев
Руслан Жуковец, Как укротить эмоции
Аутоагрессия
Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Е.П.Ильин, 2017
Гнев, его сущность и роль в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Оставить комментарий