Агрессивное поведение является следующей формой систематически наблюдаемых реакций на острый стресс и фрустрацию, на наказание и боль. Кокс описывает эксперимент Ульриха и Азрина: «Эти авторы сообщили о серии экспериментов, которые иллюстрируют их точку зрения. Пару обычных ручных и ленивых крыс породы Sprague-Dawley поместили в сравнительно небольшую экспериментальную клетку. Сначала они двигались по клетке, обнюхивая ее и друг друга. Они не нападали друг на друга. Однако после того, как их подвергли действию тока, их поведение резко изменилось. Они встали на задние лапы мордочками друг к другу и начали бросаться друг на друга, стараясь ударить или укусить. Такое поведение Scott и Fredericson (1951) описали как драку и это ясно любому наблюдателю. Увеличение интенсивности и частоты ударов тока и уменьшение размеров экспериментальной клетки повышали частоту возникновения реакции драки».
Анализ экспериментов Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина показывает, что фрустрированные дети начинают отталкивать игрушки, ударять по ним, проявляя, таким образом, деструктивное поведение. Если в первоначальной (нефрустрирующей) ситуации агрессивное поведение наблюдалось только у некоторых детей, то в фрустрирующей ситуации агрессивным стало поведение большинства испытуемых детей.
Проблемы агрессии, человеческой деструктивности и вандализма так обширны, что здесь мы не имеем никакой возможности более или менее полного отражения полученных в психологии и смежных науках (физиологии, социологии, криминологии, этологии и др.) результатов. Поэтому отметим лишь некоторые принципиальные вопросы, знание которых необходимо для понимания обсуждаемых нами проблем социально-психической адаптации личности. Отметим, что здесь мы рассматриваем только некоторые вопросы человеческой агрессивности.
1) Под агрессией следует понимать такое действие или систему действий человека, которые исходят из мотива причинения вреда кому-либо или чему-либо. Наличие такого внутреннего мотива совершенно необходимо для психологической квалификации действий человека в качестве агрессивных. Действия человека, случайно оказавшиеся вредными для других, но не имеющие соответствующей внутренней мотивации, нельзя считать истинно агрессивными.
2) Вопрос о наследственных предпосылках человеческой агрессивности здесь обсуждаться не будет. Это один из самых сложных и малоразработанных вопросов психологии и психогенетики агрессии, и она обсуждается в вышеназванных трудах.
3) В области психологии на вопрос о том, почему человек совершает агрессивное действие, одними из первых дали научно обоснованный ответ психологи, работавшие в Июльском университете под руководством Джона Долларда - авторы теории «фрустрации - агрессии», о которой мы уже знаем. Основная идея, высказанная этими исследователями, сводится к тому, что если человек совершает агрессивные действия, то с очень большой вероятностью можно сказать, что либо он, либо очень важная для него социальная группа фрустрированы. И наоборот: когда человека или группу фрустрируют, то с их стороны с большой вероятностью можно ожидать агрессивного поведения. Фрустрация создает внутренний мотив и побуждает человека к агрессии. Дальнейшие исследования, в частности работы Н. Миллера, Л. Берковица и других исследователей показали, что агрессивное поведение не является единственной реакцией на воздействие фрустраторов, что существуют неагрессивные реакции на фрустрацию. Эти реакции, а также защитные механизмы и процессы, описываются в настоящей книге.
4) Прямая агрессия. Фрустрированный человек нередко предпринимает немедленное агрессивное действие или ряд таких действий, направленных против источника фрустрации. У детей прямая агрессия часто принимает форму физических действий, а у социализированных взрослых наблюдаются преимущественно словесные и косвенные формы агрессии. Подвергаясь агрессивному воздействию, человек проявляет тенденцию отвечать тем же, поскольку агрессия другого индивида его фрустрирует. В современном обществе открытая агрессия не является удовлетворительным способом адаптации к окружающей среде или ее преобразования. Она временно может снимать напряжение, вызванное воздействием фрустраторов, но, как правило, вызывает вспышку ответной агрессии и превращает социальную среду в еще более фрустрационную ситуацию жизнедеятельности. Другая опасность состоит в том, что повторяющиеся агрессивные действия, имеющие внутреннюю мотивацию и сопровождающиеся соответствующими эмоциями (гнев, возмущение, тревога, ненависть, презрение и т. п.), могут привести к закреплению в структуре личности агрессивности как устойчивой черты характера, подсознательно и бесконтрольно проявляющейся даже в таких ситуациях, которые не блокируют более или менее серьезно целенаправленную активность личности и не фрустрируют ее самосознание.
5) Перемещение агрессии. Во многих фрустрирующих ситуациях человек, переживая описанные неприятные чувства, не в состоянии прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору. Это случается по разным причинам: или фрустратор (другой человек, группа) настолько сильный, что с его стороны можно ждать сильнейший агрессивный отпор; или же источник фрустрации не совсем ясен фрустрированному; в других случаях причины или источники фрустраций находятся в самом индивиде. В некоторых случаях прямая агрессия сдерживается под воздействием интернализованных моральных норм и принципов. Например, фрустрированный со стороны родителя ребенок знает, что нельзя ударить его или сказать грубое слово. Во всех подобных случаях выбирается новый объект агрессии. Происходит процесс замещения объекта агрессии, а агрессивная установка перемещается на этот новый объект. В качестве нового объекта или «мишени» нередко выбираются такие, которые не имеют никакого отношения к фрустрации, невинны и неспособны к удовлетворительной самозащите. Объектами агрессии, особенно со стороны фрустрированных детей, часто выбираются дети младших возрастных групп, животные и неодушевленные предметы.
Разновидностью перемещения агрессии является поиск «козла отпущения»: невинный объект обвиняется в том, что виновен в неудачах фрустрированного индивида, и против него предпринимаются агрессивные действия. (Механизм перемещения агрессии играет роль и на более высоком социальном уровне, являясь причиной социальной несправедливости, этноцида и других аморальных явлений во взаимоотношениях социальных и этнических групп). Исследования целого ряда американских социальных психологов показали, что экономические фрустрации (ухудшение состояния экономики, безработица, дороговизна и т. п.) усиливают у белых американцев агрессивность и поиски «козлов отпущения», в качестве которых чаще всего выбираются негры и представители других национальных меньшинств, т. е. люди, которые в возникновении названных трудностей и проблем, конечно, совсем не виноваты. Расовые и религиозные предрассудки, эти постоянные спутники человечества, также связаны с фрустрацией и перемещением агрессии. Исследование авторитаризма показало, что члены группы, которой руководит авторитарный лидер, применяющий главным образом отрицательные санкции и подавляющий самостоятельность своих подчиненных, более агрессивны по отношению друг к другу, чем члены коллектива, которой руководят демократическими методами.
Другими разновидностями перемещенной агрессии являются: направление агрессивности на собственную личность и так называемый «свободно витающий гнев» (или «свободно плавающий гнев»), под воздействием которого даже нейтральные ситуации нередко воспринимаются в качестве фрустрирующих. Интенсивность такой генерализованной агрессивности и ее эмоционального проявления - гнева - несравнима с реальной силой раздражителя или ситуации, блокировавшего активность фактора. Сверхсильная агрессивность людей приводит к их взаимной отчужденности.
Агрессия, направленная на собственную личность, в поведении и познавательной деятельности индивида выражается в форме самообвинения, самобичевания, в крайних случаях - в виде суицидальных размышлений или реальных попыток к самоубийству. Сильная агрессивность, направленная на самого себя, всегда сочетается с комплексом неполноценности, с низким уровнем собственного достоинства. Однако в особых случаях человек совершает самоубийство для сохранения собственного достоинства (например, попавший в плен воин, не пожелавший терпеть унижения).
6) Идентификация с агрессором. Существуют такие разновидности агрессии, которые вряд ли могут считаться непосредственными реакциями на фрустрацию: они являются более тонкими и длительно действующими защитно-адаптивными механизмами, возникающими в результате более глубокой переработки фрустрирующей ситуации. К их числу в первую очередь относится идентификация с агрессором, по существу являющаяся защитно-адаптивным комплексом: он включает в себя механизмы агрессии, идентификации и интроекции (воображаемого включения в свою личность определенных качеств другого). Находясь под угрозой и переживая состояние фрустрированности, человек защищает свою личность и ее высокую самооценку тем, что включает в ее структуру достижения и силу фрустрирующих его людей и групп. Этот механизм хорошо описан в уже упоминавшейся книге Анны Фрейд, в которой приводится такой пример: девочка боялась призраков, которые часто являлись ей в темноте. Оказавшись в темной комнате, она совершала какие-то ритуальные действия и говорила своему брату: «Не надо бояться; надо только вообразить, что именно ты являешься привидением, которое может встретить тебя». В этом случае ребенок сам открыл для себя этот довольно сложный защитно-адаптивный механизм, который часто встречается в межличностных отношениях, в том числе в отношениях детей со своими родителями, когда последние вынуждены фрустрировать их. Но такие механизмы, возникающие вследствие постоянно повторяющихся фрустраций со стороны родителей, могут привести к формированию устойчивой межличностной агрессивности и к ряду других нежелательных социально-психологических последствий.