Наказание и контроль как стресс-фрустраторы

А. Наказание как фрустратор. - Из теории социального учения известно, что закрепляется и повторяется такое поведение человека, которое положительно подкрепляется, т. е. за которое человек получает вознаграждение. Подкрепление поведения должно быть адекватным для того, чтобы человек продолжал выполнять его. Даже случайное неадекватное подкрепление на раннем этапе обучения может привести к ослаблению активности человека. Когда, например, человека несправедливо наказывают, он фрустрируется и начинает вести себя неадекватно тем задачам, которые перед ним стоят.

Таким образом, отсутствие адекватного подкрепления на ранних этапах деятельности может стать сильным фрустратором, дезорганизующим поведение и ослабляющим его мотивацию. Напротив, если на начальном этапе подкрепление адекватно, у человека появляется такое страстное стремление к деятельности, которое предотвращает дезорганизацию даже при многократных последующих фрустрациях. В реальной жизни нетрудно видеть, что если кому-либо в начале своей деятельности «повезло» (т. е. он добился успехов и признания), то он обязательно продолжит эту деятельность. Другие же, если им не повезло, как правило, быстро отказываются от данной формы активности. Это один из механизмов формирования страстно преданных своему делу исследователей, различных специалистов, игроков, охотников и т. п.

Когда поведение подкрепляется в самом начале, у человека появляется ожидание, предвосхищение новых подкреплений. Под влиянием таких предвидений у человека появляются даже иррациональные формы поведения, например, следующее известное явление: игрок с убедительной нотой в голосе обращается к игральным костям с просьбой, чтобы они выдали ему две шестерки и т. п. Это признак появления у человека магического мышления.

Имеет значение и возрастной фактор. То обстоятельство, какие формы поведения индивида будут подкрепляться, зависит от уровня его зрелости. Одно и то же поведение человека будет положительно подкрепляться в одном возрасте, и не подкрепляться (порой даже вызывая применение наказания) - в другом, когда общество, считая его более зрелым, требует от него специфических форм поведения и исполнения ролей.

Мы считаем, что ранние фрустрации, в виде наказаний, способствуют сохранению психической незрелости личности. Это ясно видно в половом поведении, которое не у всех взрослых протекает успешно и сохраняет незрелые формы выражения. Если человек выходит из того возраста, в котором надо было развивать адекватные формы социальных взаимоотношений и поведения в отношениях с представителями другого пола, в дальнейшем ему уже намного труднее их приобрести. Это сходно с ситуацией человека, который стремится решать сложные математические задачи без усвоения более простых знаний и навыков.

Когда определенная психическая функция или форма поведения подавляется (вызывает наказание или просто не подкрепляется) в самом зародыше, то весьма велика вероятность того, что она останется незрелым, фиксируя вместе с собой определенный аспект незрелости личности.

Особенно сильным и разрушительным фрустратором является несправедливое и незаконное наказание (или такое наказание, которое воспринимается со стороны жертвы в качестве незаконного и несправедливого).

Б. Социальный контроль и фрустрация личности. - Социальный контроль над поведением человека осуществляется не только положительными, но и отрицательными подкреплениями. Отрицательное подкрепление означает не только наличие неприятных, вредных стимулов, но чаще всего - прекращение положительного подкрепления. Обычными формами социального наказания являются: 

  1. неодобрение (осуждение): это такое положение вещей, когда подкрепляющий больше не продолжает подкрепление исполнения специфических действий индивида;
  2. штрафы, потеря денег или привилегий сокращает объем разных видов поведения, которые подлежат подкреплению;
  3. критицизм: указание на специфические формы исполнения, которые не будут подкрепляться или приведут к снятию подкреплений в других сферах;
  4. арест: это крайняя форма наказания, означающая, что широкий репертуар форм поведения человека больше не может подкрепляться.

Особенностью наказания является то, что неприятный стимул применяется к такому поведению, которое поддерживается позитивным подкреплением. Первоначальный источник энергии исполнения еще налицо, и поведение может снова появляться с определенной силой после прекращения наказания. Такое положение дел отличается от простого затухания или неподкрепления, когда событие, поддерживающее поведение, прекращено и поведение больше не появляется, поскольку уже не оказывает своего характерного воздействия на окружающую среду.

Имея в виду описанные различия, мы утверждаем, что хотя неподкрепление является фрустратором, наказание является несравненно более сильным фрустратором, поскольку в таких случаях импульс к действию сохраняется, но появляются противодействующие силы и, следовательно, человек оказывается в конфликтной ситуации. Таким образом, наказание всегда вызывает конфликт и фрустрацию.

Источник: 
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Стресс и фрустрация
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Непосредственные агрессивные реакции на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Отложенные реакции на стресс и фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Групповые непосредственные ответы на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Эмоции, переживаемые при фрустрации и стрессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Непосредственные физиологические реакции на стресс и фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Физиология стресса
Брайт Джим, Джонс Фиона, Стресс. Теории, исследования, мифы
Оставить комментарий