Некоторые реакции на физические и психические травмы и стресс являются отсроченными, отложенными: они наступают спустя дни, недели, месяцы, а иногда даже после нескольких лет воздействия фрустраторов. Речь идет о посттравматических стрессовых нарушениях (ПТСН) (posttraumatic stress disorders - PTSD), которые наблюдаются у разных групп людей: бывших бойцов (участников боев), заложников, жертв катастроф, жертв физических и сексуальных злоупотреблений и т. д.
Посттравматические стрессовые нарушения отличаются следующими симптомами:
- новое переживание травмировавшего в прошлом события в форме кошмаров, внезапных вспышек памяти (во время которых человеку кажется, будто событие происходит вновь), тяжелые настроения, эмоциональные бури, которые как будто имеют тривиальные причины;
- чувство изоляции, отчуждения, деперсонализации или физического оцепенения. При этом человек чувствует себя оторванным от других людей или неспособным к переживанию эмоций, или неспособным сообщить о своих переживаниях;
- эмоциональный подъем, во время которого человек переживает резкие изменения настроения или внезапную потерю контроля над собственными эмоциями, или усиление печали; переживание таких чувств, как гнев, стыд, чувства вины и лишенности определенных ценностей.
Эти эмоции часто сопровождаются ущербной Я-концепцией, ухудшением социальных взаимоотношений, трудностью концентрации внимания и памяти, застенчивостью и другими симптомами.
Описанные симптомы усиливаются, когда человек оказывается в такой ситуации, которая имеет сходства с травмировавшей его стресс-фрустрационной ситуацией.
Те индивиды, которые с трудом справляются со стрессами, с меньшей вероятностью развивают у себя такие умения и навыки, которые необходимы для преодоления стрессовых ситуаций. Например, исследования, проведенные с солдатами, показали. что те из них, которые в мирной жизни плохо справлялись со стрессовыми ситуациями, имели трудности адаптации к стрессам военного времени153. Роль личностных факторов в адаптации велика.
На то, как человек справляется с травматическими событиями, оказывают влияние и такие факторы, как длительность боя, число и уровни полученных ранений, частота и уровень остроты ролевых конфликтов, поддержка группы и т. д. Реакция на бой зависит как от предрасположенностей индивида, так и от ситуативных факторов.
Как предвидеть индивидуальные реакции на стресс-фрустраторы?
Одной из проблем теории фрустрации, стресса и защитной адаптации является следующая: возможно ли предвидеть индивидуальные реакции на стресс и фрустратор? Можно ли полученные в одной ситуации результаты обобщить и распространить на другие ситуации? Есть исследователи, которые не видят такой возможности.
По этому поводу хотелось бы отметить следующее: для того, чтобы можно было предвидеть индивидуальные реакции, следует разделить их на две группы:
- защитные психические реакции, возникающие вследствие того, что стрессор одновременно является и фруст-ратором;
- реакции на стрессор (составляющие адаптивный синдром в том смысле, как его понимал Селье).
Следует также изучить смешанные комплексы таких реакций. Для того, чтобы более или менее точно предвидеть реакции людей на стресс-фрустраторы, нам следует знать: а) структуру этих воздействующих факторов, б) особенности личности; в) личностную значимость ситуации. Например, холод может быть чистым стрессором, если его возникновение (или то, что человек оказался в зоне его воздействия) не зависело ни от кого, т. е. если человек никого не может обвинить, считая причиной его возникновения. Если холод воспринимается именно таким образом, то и психологическая адаптивная реакция на него будет своеобразным, незащитным (в классическом смысле психологической защиты). Если же. наоборот, причина возникновения холода приписывается кому-либо (конкретному лицу, группе), тогда могут активизироваться известные защитные механизмы, например агрессия, направленные против этих социальных объектов. Здесь видна значительная роль атрибуций в выборе последующих защитных механизмов и стратегий.