Продукты творчества как показатели креативности

Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке, и т. д. К. Роджерс (1994) пишет, что на создание творческого продукта влияют, с одной стороны, уникальность человека, а с другой - окружающие его люди, обстоятельства жизни, происходящие события.

Возникает вопрос: каковы соотношения между продуктом творчества и креативностью?

Ф. Баррон (Barron, 1988) полагает, что отсутствие такого продукта еще не говорит об отсутствии у человека креативности. С другой стороны, Т. Тардиф и Р. Стернберг (Tardif, Sternberg, 1988) считают, что многие творческие продукты были созданы не в результате креативного процесса, или процесса, который является креативным не с точки зрения творца, а других людей. На одной из конференций по креативности (1966) шел спор: является ли Эдисон креативом, если его открытия - результат планомерных поисков?

Большинство ученых все-таки считают, что продукт отражает наличие креативности (Csikszentmichalyi, 1988; Simonton, 1988; Torrans, 1974; Walberg, 1988). Однако при этом требуется разработка критериев для того, чтобы признать такой продукт креативным.

Предлагается в качестве одного из таких критериев рассматривать комбинацию элементов, которые не комбинировались ранее (нестандартность). Однако здесь возникает опасность смещения смысла понятий, на которую указывал Торренс: способность к творчеству отождествляется с нестандартностью, нестандартность - с оригинальностью, а последняя - с редкими ответами в данной группе испытуемых. Нестандартность - понятие более широкое, чем оригинальность. К проявлениям креативности (если пользоваться критерием нестандартности), считает Торренс, можно отнести любую девиацию: от акцентуаций до проявления аутичного мышления (Torrans, 1962).

Другой предагаемый критерий - осмысленность. С. Медник (Mednick, 1969) предлагает считать, что чем больше результат соответствует требованиям, тем он больше креативен. Такой критерий позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные девиантные формы креативности. Главной операцией в ходе творческого процесса, как считает Медник, является операция сравнения (селективный инсайт по Девидсон).

Таким образом, продукты творчества можно разделить на стереотипные, креативные и девиантные.

К. А. Торшина приводит и другие критерии креативного продукта, выделяемые зарубежными авторами: он «должен производить сильное впечатление и быть генерализуемым (Percins, 1988; Taylor, 1988), экономным (Barron, 1988; Percins, 1988; Simonton, 1988), вызывать необратимые изменения в человеческом опыте (Feldman, 1988; Gardner, 1988; Simonton, 1988; Taylor, 1988), содержать необычные сенсорные образы или трансформации (Barron, 1988; Gruber, 1988; Taylor, 1988), являться ценимым или используемым социумом или представителями той сферы, в которой он был создан (Amabile, 1982; Amabile, Hennessy, 1988; Taylor, 1988; Torrance, 1988; Weisberg, 1988)» (1998, с. 130-131).

В области научных знаний и в решении проблем выделяются следующие критерии креативного продукта:

  • он должен быть сензитивен к пробелам в существующих знаниях (Gruber, 1988; Torrance, 1988);
  • переходить междисциплинарные границы, поскольку они трудны для категоризации (Taylor, 1988; Weisberg, 1988);
  • быть неожиданным и отвечать поставленной задаче (Amabile, 1982; Amabile, Hennessy, 1988; Simonton, 1988);
  • быть сложным и изначально не сформулированным и представлять собой синтез пограничных областей знаний (Gruber, 1988; Torrance, 1988).

Следует отметить, что не всякий продукт может расцениваться как креативный, несмотря на то что он создан с помощью креативного процесса. Представим себе, например, что в какой-то глубинке современный человек, склонный к технике, по своему неведению изобрел велосипед. Креативная деятельность налицо, а ее продукт не будет воспринят цивилизованным обществом как необычный, нестандартный. Впрочем, «изобретение велосипеда», «открытие Америки» встречаются не так редко. Мне известно трехкратное «открытие» методики выявления одного и того же феномена - «прицельного» глаза (т. е. глаза, которым человек прицеливается). Сначала я нашел работу одного американца, который описал эту методику в 1928 г.; затем через несколько лет (в 1963 г. ы) я прочитал статью одного отечественного аспиранта-физиолога, который описал эту же методику как свое изобретение; в действительности же известное первое упоминание об этой методике относится к середине XVI в. и принадлежит португальскому монаху Ла Порта. Это подтверждает частую справедливость поговорки, что «новое - это хорошо забытое старое».

Темы: Креативность, Творчество
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Креативность как интегральная творческая способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Познание и творчество
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Личностные черты и креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Креативность лиц мужского и женского пола
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Мышление как творческий процесс
Штейнмец А.Э., Общая психология
Творческий потенциал личности
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Роль эмоций в творчестве
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Психологические особенности различных видов творчества
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Оставить комментарий