Коммуникативные девиации

Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фантазий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества (В. Д. Менделевич).

Выделяют две разновидности аутистического поведения: первичный и вторичный аутизм. К первичному аутизму причисляется синдром раннего детского аутизма. Вторичное аутистическое поведение формируется у взрослого после периода нормального взаимодействия с миром.

Особенности детского аутизма (К.С. Лебединская, О.С. Никольская):
- одиночество, замкнутость и отчужденность ребёнка;
- нарушение эмоциональной связи;
- стереотипность поведения;
- консерватизм во взаимодействиях с окружающими (ригидность отношений, негибкость);
- страх изменений;
- речевое недоразвитие (малоразговорчивость, склонность использовать неологизмы);
- специфическое неравномерное развитие интеллектуальных способностей.

Вторичный аутизм, или аутистическое поведение, у взрослого человека может возникнуть после событий стрессового характера (катастрофа, стихийное бедствия, нахождение в заложниках, тяжёлая болезнь, тюремное заключение). Такое поведение характеризуется склонностью человека избегать или максимально ограничивать количество контактов. Вторичный аутизм проявляется повышенной чувствительностью, сентиментальностью, ранимостью.

Аутистическое поведение часто сопровождается появлением чувства бессмысленности существования, бесполезности любой деятельности. По мнению Виктора Франкла, в основе подобного отклонения поведения, которое он обозначил как ноогенный невроз, лежит психологический «страх пустоты». Индивид ощущает себя вне потока жизни, в полной эмоциональной изоляции.

Одиночество — это не только самоизоляция, ограничение контактов и внутренняя направленность интересов, это и эмоциональное подкрепление ухода от действительности. Переживание собственной никчемности и одиночества может входить в структуру акцентуаций характера (по дистимному и сенситивному типу).

Аутистическое поведение может быть следствием воспитания в семье. Семья без эмоционально тёплого отношения со стороны родителей, в особенности матери; педантичность, отсутствие чувства юмора, интеллектуальность интересов.

Обратимся к классификации психологических типов личности Карла Густава Юнга (1924 г.), т.к. одному из выделенных им типов - интровертированному интуитивному - свойственно аутистическое поведение.

Интровертированный подход характеризуется тем, что энергия, мотивы, интересы направлены внутрь себя; -Характерны сдержанность, абстрагированность, недостаточное доверие к людям, настороженность в новых ситуациях, тенденция к недооценке объективной реальности, независимость суждений и другие. Интуитивный интроверт может «схватывать» архетипные идеи, которые обладают большой (созидательной или разрушительной) силой.

Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщительность - повышенная потребность в общении, желание разговаривать и взаимодействовать со многими партнёрами по коммуникации в течение максимально возможного времени. Девиацией у такого человека становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве. Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, состоянием длительного повышения настроения, беспечностью, необязательностью.

Конформистское поведение проявляется в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события; склонностью использовать поведенческие и речевые штампы.

Фобическое поведение может носить как психологический характер, так и психопатологический.

Поведение может носить характер ритуального, которое выступает в качестве психологической защиты от страха. Например, навязчивый страх болезни вследствие заражения может сформировать фобическое ритуальное поведение в виде навязчивого мытья рук.

Наиболее известными являются социальные фобии: страх покраснения при людях (эрейтофобия), страх показаться смешным (скопофобия), страх нахождения в открытых и больших пространствах (площадь, улица) - агаро-фобия; при клаустрофобии - в закрытых, замкнутых помещениями (лифте, вагоне поезда). При фобическом поведении преобладает тревожный вариант адаптационного расстройства.

Источник: 
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010