Правило 15 секунд

Исследования в области общения показывают, что для установки контакта с незнакомыми людьми особенно важны первые 10-15 секунд, если за это время Вы не произвели хорошего впечатления, контакт может и не состояться. Ведь основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 15 секунд, необходимо использовать Правило трех «плюсов». Специалистами замечено, чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его ребенку (то же касается и окончания беседы или встречи).

Существует множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

На первый взгляд, комплимент — самое простое в общении. Но сделать его мастерски — высшее искусство. Сказанное в лоб: «Как Вы сегодня красивы!», — приведет лишь к обратному эффекту. Любая женщина может возмутиться: «Как? Только сегодня?!». А легко ли сделать комплимент мужчине, которых, вроде бы, не принято хвалить за красоту?

Комплименты бывают трех типов:
Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, «помешанному» на собаках - его любимца, родителю - ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.
Комплимент «минус-ПЛЮС». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник... Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала - ужас от мысли о смерти, а потом - неописуемая радость: «Жив!». Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса», последствия могут быть для нас плачевными.

Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:

  • чтобы он не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками;
  • партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте - это достойно на него ответить. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!». Все искусство состоит в умении изящно его варьировать.
Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он похвалил нас, заметил хорошее в нас.

И, наконец, главное: комплимент ценен только тогда, когда он сделан искренне. Неискренний комплимент - это уже изощренная издевка

Универсальное средство — улыбка!
Улыбка - это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на которьш - расположение собеседника к нам. Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. С этой целью утром можно чуть подольше задержать взгляд на своем отражении в зеркале, покривляться, показать себе язык: это Вас рассмешит и Вы улыбнетесь. Стоп! Именно такой должна быть Ваша улыбка - открытой и искренней.

Имя собеседника
Кто из нас может похвастаться, что помнит имена всех знакомых людей? А может ли кто-нибудь сказать, что ему неприятно, когда мимолетный знакомый, встречаясь еще раз, называет его по имени?

Сравним две фразы, с которыми муж может обратиться к жене во время домашней ссоры: «Ну, послушай же меня внимательно!» или «Лена, послушай же меня внимательно!». Согласимся, что вторая фраза имеет больше шансов быть услышанной.

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую одного этого хватает, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Личная значимость:
Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то, хоть где-то от нас что-то зависело. Потребность чувствовать свою значимость - одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных всем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?». Конечно, эта фраза — общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова. Главное - искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

Ключевые слова: Общение
Материалы по теме
Особенности общения дошкольников
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Средства общения у детей
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Речь как средство общения
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Поведение учителя в конфликтных ситуациях
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Виды публичных выступлений
Слотина Т.В., Психология общения
Интерактивная сторона общения
Андреева И.В., Социальная психология
Разновидности делового общения
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Оставить комментарий