В контексте общения речь обладает рядом психологических свойств, в которых отражаются индивидуальные и групповые характеристики людей, поступивших в речевое взаимодействие: понятность, содержательность, выразительность, информативность, воздейственность. Эти свойства обеспечиваются умениями: логично говорить, добиваться смысловой целостности фраз, пользоваться паралингвистическими средствами, сопровождать речь кинетическими приемами, применять экстралингвистические элементы коммуникации.
Выразительность речи заключается во внешнем выражении эмоциональных состояний говорящего в его отношении к тому, что он говорит. К средствам выразительности относятся: мимика, жесты, ритм, интонация, паузы, правильные ударения, акценты, афоризмы, шутки, «волшебные слова». К сожалению, среди высшей государственной элиты находятся люди, использующие данное свойство речи для оправдания ненормативной лексики как средства общения в повседневной жизни и межличностном общении. Утверждая ненормативную лексику в качестве неотъемлемой части русского языка, они выступают перед студентами вузов, устраивают неприличные телевизионные шоу и т.д.
Информативная речь обусловлена значимостью озвучиваемого материала для собеседников! Примером низкой информативности служат известные фразы типа: «рыба в основном водится в воде», «вода мокрая». Информативность речи можно увеличить на 10-15% за счет грамотного использования пауз и интонации голоса.
Воздейственность речи представлена возможностью ее влияния на собеседников, направляя их мысли и поведение в требуемое русло. Имеется огромный объем данных по различным негативным фактам, проявляющимся в нашей жизни: взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, суицид и т.д., но нет статистики, которая свидетельствовала бы о фактах предупреждения аномального поведения людей благодаря речевому воздействию на них. Например, террористы отпускают заложников.
Следует отметить, что совершенство речи обеспечивается грамотным использованием одновременно всех перечисленных выше свойств.
Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний. С помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Всякая речь обращена к разуму, чувству и желанию слушателей.
Национальный язык - явление сложное, поскольку народ, который использует его как средство общения, в социальном отношении неоднороден. Расслоение общества обусловлено различными факторами, а именно: территорией проживания, трудовой деятельностью и ее спецификой, интересами отдельных групп.
Каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм.
Таких форм пять:
- литературный язык,
- территориальные диалекты,
- городское просторечие,
- профессиональные и социально-групповые жаргоны.
Академик Л.В. Щерба пишет:
«Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее," ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен».
Например, в романе «Отцы и дети», написанном И. С. Тургеневым, его герой Евгений Базаров, при общении с мужиком использовал, как и тот, русский язык, но они не понимали друг друга. Это объясняется тем, что национальный русский язык - явление сложное, субъективное.
Высшая его форма - литературный язык, которым должны владеть люди, получившие образование. Как средство общения жители городов и сел используют просторечие, на определенных территориях встречаются местные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональный жаргон, молодежный (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный. Все они имеют свои нормы и специфику.
Речь Базарова строится по нормам литературного языка, в которой встречаются -отвлеченные и книжные слова, непонятные собеседнику: воззрение, будущность, излагать, эпоха, история, закон. Базаров употребляет слово мир в значении «земной шар, Земля», а мужик толкует его по-своему. Ему известно только одно значение - «община, общество крестьян». Не поняв Базарова, он не знает, что отвечать. Его первая реплика сбивчива, состоит почти из одних местоимений, союзов. Ответ же на вопрос более осмыслен, но он строится как бы по пословице: «Я ему про Фому, а он мне про Ерему».
Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объяснялись на знакомом деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы. Именно в этом и заключается проблема речевосприятия.