Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи

Виды общения. Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами.

Различают следующие виды общения:
1) социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);
2) групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;
3) личностно ориентираванное, общение, то есть общение одного человека с другим.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Также широко используются неречевые - невербальные — средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.).

Уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить следующие уровни общения:
1) макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;
2) мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое ИЛИ многоразовое во времени;
3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический . акт и др.).

А. Б. Добрович выделяет конвенциальный, примитивный, мапнпуляцнопный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.

Понятие о языке и речи. Речь — могучий фактор психического развития человека, под влиянием которого формируются и становятся управляемыми сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер. Речь — процесс общения людей посредством языка.

Коммуникации (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью ограниченного количества речевых элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничного многообразия мыслей, намерений и чувств человека.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарии головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое — влияет на модуляцию голоса, тембр и т. д.

В восприятии речи можно выделить: 1) анализ и синтез звуков: 2) анализ и синтез смысловых характеристик речи (понимание речи).

Фонема — звук речи в ЯЗЫКОВОЙ системе. Способность анализировать н синтезировать речевые звуки но признакам, свойственным фонемам родного языка, называется фонематическим слухом, развивающимся обычно в возрасте от 1 года до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.

Слово представляет собой целостный звуковой комплекс соединения звуков и акустических переходов между ними.

Речь бывает: 1) внутренняя — особый вид беззвучной речи. Характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления: 2) внешняя — общение между людьми с помощью технических средств; 3) письменная — имеет четкий замысел; А)устная речь (диалогическая н монологическая) является основным видом вербальной коммуникации.