Виды общения. Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами.
Различают следующие виды общения:
- социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);
- групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;
- личностно ориентираванное, общение, то есть общение одного человека с другим.
Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Также широко используются неречевые - невербальные — средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.).
Уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить следующие уровни общения:
- макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;
- мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое ИЛИ многоразовое во времени;
- микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический акт и др.).
А. Б. Добрович выделяет конвенциальный, примитивный, мапнпуляцнопный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.
Понятие о языке и речи. Речь — могучий фактор психического развития человека, под влиянием которого формируются и становятся управляемыми сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер. Речь — процесс общения людей посредством языка.
Коммуникации (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью ограниченного количества речевых элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничного многообразия мыслей, намерений и чувств человека.
Речевая деятельность связана с работой больших полушарии головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое — влияет на модуляцию голоса, тембр и т. д.
В восприятии речи можно выделить:
- анализ и синтез звуков:
- анализ и синтез смысловых характеристик речи (понимание речи).
Фонема — звук речи в языковой системе. Способность анализировать н синтезировать речевые звуки но признакам, свойственным фонемам родного языка, называется фонематическим слухом, развивающимся обычно в возрасте от 1 года до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.
Слово представляет собой целостный звуковой комплекс соединения звуков и акустических переходов между ними.
Речь бывает:
- внутренняя — особый вид беззвучной речи. Характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления:
- внешняя — общение между людьми с помощью технических средств;
- письменная — имеет четкий замысел; А)устная речь (диалогическая н монологическая) является основным видом вербальной коммуникации.