Язык и речь. Формы и виды речевой деятельности

Основной формой человеческого общения является общение посредством знаков языка, т. е. речевое общение. Язык реализуется и существует в речи. Часто слова «язык» и «речь» употребляются как синонимы, хотя для лингвистов это не одно и то же.

Язык - это социально отработанная, исторически изменчивая знаковая система, которая служит основным средством общения и существует в разных формах. Каждая из этих форм реализуется по крайней мере устно или письменно.

Речь - это изъяснение при помощи средств языкового кода, который воплощён в каком-либо тексте - устном или письменном. В более узком смысле речь (речевой поток) - это последовательность звуковых сигналов, которые направлены на восприятие и декодирование их слушающими, из чего складывается понимание сказанного. Можно говорить о том, что язык социален, т. е. обслуживает всех носителей языка данного сообщества, а речь индивидуальна. Последняя является функцией не только мышления, но и психики; речь является деятельностью, которая обслуживает, прежде всего, потребности общения и, как правило, при этом используются средства невербальной коммуникации: мимика, жесты, позы, знаковые коды иных информационных каналов.

Речевое общение как вид деятельности регулируется мотивами и целями. Главный мотив речевой деятельности - необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми, а цели - поддержание социальных и личных взаимоотношений между людьми, получение и передача социального опыта.

Особую роль язык и речь играют как инструменты профессионального общения на международном уровне, обеспечивая деловое и научное взаимодействие специалистов в различных сферах. Русский язык занимает достойное место среди основных языков общения в научно-технической области.

Различают письменную и устную формы речи, продуктивные и рецептивные её виды.

  • Продуктивные виды речевой деятельности связаны с порождением (производством) речи и кодированием заключённого в ней содержания в устной (говорение) или письменной (письмо) форме. Это ответственнейший этап речевой коммуникации, предопределяющий её успешность или неуспешность с точки зрения достижения целей и реализации намерений участников общения.
  • Рецептивные виды речевой деятельности связаны с восприятием речи (устной - слушание и письменной - чтение). Эти виды обусловлены включённостью субъекта в активную аналитическую деятельность; при этом восприятие устной и письменной речи зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека и от характера речевого общения.
Источник: 
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008
Темы: 
Материалы по теме
Говорящий и слушающий
Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,...
Функции языка и их реализация в речи
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи
...
Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Предложение и высказывание
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Язык и речь
Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность
Язык — речь — слово в фольклоре
Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,...
Введение в психологию речи и языка
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий