Сущность и содержание общения


В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу. Последнее следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, результат его взаимодействия с окружающей действительностью и с другими людьми, ее представляющими. Начав формироваться и развиваться, отношения во многом зависят от целого ряда факторов - от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующей трансформации контактов и результатов совместной деятельности - и имеют свою динамику.

Понятие «отношение» рассматривается как в широком, так и узком смысле слова.

В широком смысле оно относится к общественным отношениям, через которые определяется система потребностей, мотивов, влечений человека в социальной среде. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех социальных действий человека. Например, вы являетесь представителем какого-то социального класса. К вам и относятся первоначально в соответствии с тем положением, которое занимает этот класс в обществе.

Понятие же «отношение» в узком смысле выступает базовой категорией психологической науки, подразумевая, что оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.

Категория отношения может рассматриваться и как предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект- объект», «субъект- субъект» (Обозов Н.Н., 1980).

В первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности.

Во втором случае отношения в рамках «субъект - объект» и «субъект—субъект» не являются идентичными. Так, общими характеристиками для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д. Таким образом, психологические отношения обнаруживаются как в рамках субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений. Межличностные отношения всегда субъект-субъектные связи. В этом смысле психологические отношения выступают родовым понятием по отношению к видовому - «межличностным отношениям».

Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого -либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем так или иначе, связан человек. Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной является инертность связей и отношений, а следовательно, и развития личности, ее индивидуальности.

Межличностные отношения (синоним - взаимоотношения) людей -это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.

Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые человек играет.

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке).

Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома).

Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а приобретенные - люди усваивают в процессе социализации.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем шире диапазон, тем больше масштаб. Так, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, например, по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация роли определяется спецификой межличностных отношений ее носителя. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе оба этих отношения.

Мотивация роли зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего, чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.

Чувства, сближающие, объединяющие людей (конъюнктивные). В этом случае каждая из сторон рассматривает другую как желаемый объект, в отношении которого есть готовность к сотрудничеству.

Чувства, разъединяющие людей (дизъюнктивные). Тогда каждая из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими личностями, становятся практически либо невозможны, либо неэффективны.

Нейтральные чувства. Выражают состояние неопределенности в рамках межличностных отношений. Как тонко подметила американский социальный психолог К.Хорни, люди делятся на такие большие группы, как:

  • ориентированные к людям (навстречу им);
  • ориентированные от людей;
  • ориентированные против людей.

Отношения проявляются в:

  • согласии или несогласии;
  • симпатии или антипатии;
  • понимании или непонимании;
  • сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.

Отношения имеют свою структуру, состоящую из:

  • содержания;
  • способа выражения.

Н.Н. Обозов выделяет следующие виды межличностных отношений: знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений.

Главный критерий - мера, глубина вовлечения личности в отношения.

В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные.

Общевидовые выражают социальный статус человека.
Социокультурными можно считать национальность, профессию, образование, политическую и религиозную принадлежность и т.п.
Психологическими характеристиками личности считаются ее интеллект, мотивация, характер, темперамент и т.п.
К индивидуальным относится все личностно неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.

Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий - степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую - отношения знакомства.

Третий критерий - различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать также: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка отношений одним из партнеров и на этой почве возникают недоразумения. Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.

Единая профессия, род занятий, совпадение интересов, совместная или просто взаимосвязанная работа, учеба скорее приведут к образованию инструментальной дружбы. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским, но отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнеров.

Эмоционально-исповедные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости. Они характеризуются:

  • высокой доверительностью между партнерами, взаимораскрытием внутреннего мира (доверие тайн, мечтаний, интимных переживаний, скрываемых черт личности, фактов биографии);
  • снятием социальной внешней маски поведения (возможность быть самим собой);
  • понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («когда не боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);
  • преобладанием положительного оценочного отношения партнеров (отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).

Наряду с конструктивными, возникают и деструктивные отношения. Их основная функция - культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группировку лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена не вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности.

Межличностное восприятие (синоним - социальная перцепция) представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков других людей, последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками и на этой основе интерпретации и прогнозирования возможных их поступков и поведения.

Эффект новизны - по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Эффект первичности - вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается).

Эффект ореола — распространение первичной общей оценки человека на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону.

Стереотипизация - восприятие других на основе социального стереотипа.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Идентификация - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия - мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Аттракция - процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию поведения субъектов общения и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения субъекта) - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения.

Люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку.

С обстоятельственной атрибуцией люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника.

При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей:

  • причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам;
  • характер приписывания зависит от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем;
  • по мере роста значимости случившегося, люди склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

Содержание «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах-это как две стороны одной медали:

  • как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;
  • как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодоверия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации или обмен ею;
  • восприятие друг друга;
  • взаимооценка партнеров.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов»

Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения.

Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.
Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.
В-третьих, общение - не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.

Ключевые слова: Общение
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Взаимоотношения учителей с учащимися и их родителями
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Дефицитное общение (одиночество)
Слотина Т.В., Психология общения
Коммуникативная сторона общения
Андреева И.В., Социальная психология
Искусство договариваться
Стасенко В.Г., Психология общения
Место и природа межличностных отношений
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Учебная речь как сфера общения
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Коммуникативные барьеры в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Внешние факторы общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Оставить комментарий