Общение и его функции

Общение и его функции с позиций психологии активности

Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.

Общение - одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общение выполняет целый ряд основных функций:

  • Информационная - функция приема, передачи сведений;
  • Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;
  • Побудительная - функция стимуляции активности к действию;
  • Координационная - функция взаимного ориентирования и согласования действий;
  • Понимания - предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;
  • Амотивная - функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;
  • Функция установления отношений - осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
  • Функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.

Наряду с функциями выделяют основные виды общения.

По количеству участников:

  • межличностное;
  • групповое.

По способу общения:

  • вербальное;
  • невербальное.

По положению общающихся:

  • контактное;
  • дистантное.

По условиям общения:

  • официальное;
  • неофициальное.

В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны:

  • Перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга.
  • Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий - воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.
  • Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др.).

При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.

Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.

Источник: 
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.