Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.
Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.
Общение - одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Общение выполняет целый ряд основных функций:
- Информационная - функция приема, передачи сведений;
- Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;
- Побудительная - функция стимуляции активности к действию;
- Координационная - функция взаимного ориентирования и согласования действий;
- Понимания - предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;
- Амотивная - функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;
- Функция установления отношений - осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
- Функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.
Наряду с функциями выделяют основные виды общения.
По количеству участников:
- межличностное;
- групповое.
По способу общения:
- вербальное;
- невербальное.
По положению общающихся:
- контактное;
- дистантное.
По условиям общения:
- официальное;
- неофициальное.
В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны:
- Перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга.
- Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий - воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.
- Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др.).
При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.
Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.