Деструктивное культовое поведение

Чемберс (1994) и еще ряд ученых предлагают следующее определение:

«Культы - это группы, которые эксплуатируют своих членов психологически и/или финансово, как правило, делая их полностью подчиненными требованиям руководства при помощи определенных видов психологической манипуляции, популярно называемой «контроль сознания», и через внедрение глубоко затаенной тревожной зависимости от группы и ее лидеров».

Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (в этом заключается внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (в этом заключается внешняя деструктивность).

Религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в состоянии повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д.

Особенности воздействия тоталитарной секты на личность (А.Ю. Егорцев):

  1. установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина, внушение чувства вины перед организацией, психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
  2. формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению, требование разрыва с критически настроенными людьми, ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, личной жизни вне общества).

В рамках секты у личности формируется религиозный фанатизм, человек действует в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Предрасполагают к вовлечению индивида в религиозную секту следующие личностные особенности:

  • религиозная толерантность;
  • желание стать ведомым;
  • стремлением уйти от однообразной жизни;
  • обретение новых переживаний (аддикт);
  • внутриличностный психологический конфликт;
  • снятие с себя ответственности за принятие решения;
  • занятие духовными поисками;
  • художественный тип мышления.

Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим дня деструктивных религиозных организаций признакам и критериям (Волков, 1996):
1. Характер лидерства:

  • есть ли претензии на «харизматическое» лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;
  • характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);
  • строгая обязанность подражать лидеру;
  • есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй);
  • практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли «сдержки и противовесы» власти лидера (лидеров).

2. Характер и структура доктрины:

  • наличие доктрин «внутренних» (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);
  • формулируется ли в той или иной форме убеждение, что «цели оправдывают средства» и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;
  • индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром «мы/они»), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензии на добро;
  • утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона;
  • внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.

3. Характер создания и поддержания членства в группе:

  • активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия техник контроля сознания, использование «фасадных групп» (своего рода «потемкинских деревень»);
  • использование манипуляции, включая создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментатьность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;
  • использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой «семьей», феномены постепенных или резких личностных изменений, которые нельзя объяснить только самостоятельной активностью данного человека;
  • внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как заслуживающие большего доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других членов;
  • разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только имеющим хорошее внешнее поведение, которое навязывается группой);
  • постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для культиста;
  • ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь «внешнего» мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество) и психологической, а иногда и физической, изоляции члена группы, желающего выйти из культа;
  • внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ - хороший, мир вне культа - плохой);
  • создание прямой и скрытой зависимостей (психологической, физической, финансовой) и эксплуатация адептов культа его лидерами;
  • отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.

Иными словами, деструктивные культы - это группы, которые систематически подрывают свободу выбора своих членов и заставляют их войти в зависимые отношения с группой или ее лидером, изолируя их от предшествующего социального окружения. Индивидуальностью манипулируют с целью беспрекословного ее подчинения правилам группы, часто сопряженным с ущербом для самого человека, его семьи и общества. Следовательно, характерными признаками культовых групп, согласно М.Т. Сингер и др. (Singer et al, 1990), являются:

  1. чрезмерное усердие членов, беспрекословное подчинение группе и ее руководству;
  2. внушение зависимости путем использования манипулятивных и эксплуататорских техник убеждения и контроля;
  3. тенденция к причинению вреда своим членам, их семьям и/или обществу.

Существует несколько моделей контроля сознания, применяемых сектами. Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания (Singer, 1997):

  1. Завоевание контроля над временем человека, особенно временем для размышления.
  2. Создание у новичка ощущения беспомощности при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).
  3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений и наказаний, чтобы подавить обычное социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.
  4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).
  5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отклонения от нормы.
  6. Содержание новичков в неведении и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).

Выделяют следующие техники контроля сознания:

  1. Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Цель методики - вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что именно его тут только и ждали, что он - это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичка не выпускают из-под опеки ни на минуту. Методика, рекомендованная специальными наставлениями, требует, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним и вовлекать его.
  2. Изоляция (отделение) ведет к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
  3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые при чрезмерном использовании создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.
  4. Страх и вину вызывают извлечением признаний (исповедь) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, так же как и чередованием наказаний и наград.
  5. Поощряется отказ от сна ради духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
  6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, Или как обязательная принадлежность ритуалов.
  7. Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса, состоящего из новой доктрины, целей и определений, чтобы заменить прежние ценности новообращенного Посредством усвоения массы информации за короткое время с крайне ограниченной возможностью критической проверки.

Ставшая уже классической модель Курт Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в ходе психологической обработки человека в секте. С точки зрения психического здоровья, происходят как бы расщепления психики человека которые впоследствии складываются в новую личность. К. Левин условно разбил свою модель на три части: размораживание - процесс разрушения личности; изменение - процесс идеологической обработки и формирования новой личности; замораживание - процесс укрепления новой личности.

Стив Хассен (Hassan, 1988) пишет о том, что контроль сознания можно понять в свете четырех основных сфер:

  • поведения;
  • информации;
  • мышления;
  • эмоций.
Ключевые слова: Девиантность
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Социология девиантного поведения
Ритерман Т.П., Социология
Классификация видов отклоняющегося поведения у несовершеннолетних
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Социологический подход к девиантному поведению
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Определение понятия девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Структура девиантного поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Классификации видов девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий