Чемберс (1994) и еще ряд ученых предлагают следующее определение:
«Культы - это группы, которые эксплуатируют своих членов психологически и/или финансово, как правило, делая их полностью подчиненными требованиям руководства при помощи определенных видов психологической манипуляции, популярно называемой «контроль сознания», и через внедрение глубоко затаенной тревожной зависимости от группы и ее лидеров».
Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (в этом заключается внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (в этом заключается внешняя деструктивность).
Религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в состоянии повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д.
Особенности воздействия тоталитарной секты на личность (А.Ю. Егорцев):
- установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина, внушение чувства вины перед организацией, психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
- формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению, требование разрыва с критически настроенными людьми, ограничение круга общения только членами секты, отсутствие свободного времени, личной жизни вне общества).
В рамках секты у личности формируется религиозный фанатизм, человек действует в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.
Предрасполагают к вовлечению индивида в религиозную секту следующие личностные особенности:
- религиозная толерантность;
- желание стать ведомым;
- стремлением уйти от однообразной жизни;
- обретение новых переживаний (аддикт);
- внутриличностный психологический конфликт;
- снятие с себя ответственности за принятие решения;
- занятие духовными поисками;
- художественный тип мышления.
Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим дня деструктивных религиозных организаций признакам и критериям (Волков, 1996):
1. Характер лидерства:
- есть ли претензии на «харизматическое» лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;
- характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);
- строгая обязанность подражать лидеру;
- есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй);
- практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли «сдержки и противовесы» власти лидера (лидеров).
2. Характер и структура доктрины:
- наличие доктрин «внутренних» (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);
- формулируется ли в той или иной форме убеждение, что «цели оправдывают средства» и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;
- индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром «мы/они»), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензии на добро;
- утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона;
- внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.
3. Характер создания и поддержания членства в группе:
- активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия техник контроля сознания, использование «фасадных групп» (своего рода «потемкинских деревень»);
- использование манипуляции, включая создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментатьность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;
- использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой «семьей», феномены постепенных или резких личностных изменений, которые нельзя объяснить только самостоятельной активностью данного человека;
- внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как заслуживающие большего доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других членов;
- разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только имеющим хорошее внешнее поведение, которое навязывается группой);
- постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для культиста;
- ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь «внешнего» мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество) и психологической, а иногда и физической, изоляции члена группы, желающего выйти из культа;
- внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ - хороший, мир вне культа - плохой);
- создание прямой и скрытой зависимостей (психологической, физической, финансовой) и эксплуатация адептов культа его лидерами;
- отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.
Иными словами, деструктивные культы - это группы, которые систематически подрывают свободу выбора своих членов и заставляют их войти в зависимые отношения с группой или ее лидером, изолируя их от предшествующего социального окружения. Индивидуальностью манипулируют с целью беспрекословного ее подчинения правилам группы, часто сопряженным с ущербом для самого человека, его семьи и общества. Следовательно, характерными признаками культовых групп, согласно М.Т. Сингер и др. (Singer et al, 1990), являются:
- чрезмерное усердие членов, беспрекословное подчинение группе и ее руководству;
- внушение зависимости путем использования манипулятивных и эксплуататорских техник убеждения и контроля;
- тенденция к причинению вреда своим членам, их семьям и/или обществу.
Существует несколько моделей контроля сознания, применяемых сектами. Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания (Singer, 1997):
- Завоевание контроля над временем человека, особенно временем для размышления.
- Создание у новичка ощущения беспомощности при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).
- Манипулирование сознанием путем вознаграждений и наказаний, чтобы подавить обычное социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.
- Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).
- Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отклонения от нормы.
- Содержание новичков в неведении и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).
Выделяют следующие техники контроля сознания:
- Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Цель методики - вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что именно его тут только и ждали, что он - это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичка не выпускают из-под опеки ни на минуту. Методика, рекомендованная специальными наставлениями, требует, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним и вовлекать его.
- Изоляция (отделение) ведет к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
- Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые при чрезмерном использовании создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.
- Страх и вину вызывают извлечением признаний (исповедь) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, так же как и чередованием наказаний и наград.
- Поощряется отказ от сна ради духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
- Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, Или как обязательная принадлежность ритуалов.
- Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса, состоящего из новой доктрины, целей и определений, чтобы заменить прежние ценности новообращенного Посредством усвоения массы информации за короткое время с крайне ограниченной возможностью критической проверки.
Ставшая уже классической модель Курт Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в ходе психологической обработки человека в секте. С точки зрения психического здоровья, происходят как бы расщепления психики человека которые впоследствии складываются в новую личность. К. Левин условно разбил свою модель на три части: размораживание - процесс разрушения личности; изменение - процесс идеологической обработки и формирования новой личности; замораживание - процесс укрепления новой личности.
Стив Хассен (Hassan, 1988) пишет о том, что контроль сознания можно понять в свете четырех основных сфер:
- поведения;
- информации;
- мышления;
- эмоций.