Общая характеристика сознания

Понятие «сознание» в психологии многозначно. В житейском понимании термин «сознание» употребляется для обозначения состояния бодрствования человека, когда он в любой момент времени готов к контактам с внешним миром. «Потерять сознание» в данном смысле значит прервать эти контакты, не реагировать на воздействия окружающей среды.

В научном плане под сознанием понимается высшее проявление психики, обеспечивающее человеку возможность не только изучать внешний мир, но и видеть свое место в этом мире, формировать свое отношение к нему, организовывать взаимодействие с другими людьми, любить и ненавидеть, восхищаться и возмущаться, ставить перед собой ближайшие и отдаленные цели, чувствовать ответственность за свое поведение.

Неоднозначно толкование сознания и в психологической литературе. Это и «способ отношения к объективной действительности», и «единство отражения и отношения к этой действительности», и «высшая форма психики», и «высший уровень психического отражения и саморегуляции», и «компонент (область) психики с познавательными возможностями». Категории такой сложности, как сознание, вряд ли можно дать полное определение. Взять хотя бы утверждение, что сознание — это «проявление сложной деятельности мозга». Проявится ли сознание, если отключить «деятельность» органов чувств? Ответ очевиден — нет. Значит, «не мозгом единым жив человек».

Сознание - это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.

Очевидно, что предметная часть окружающего мира отражается и в психике некоторых животных (например, дельфин, обезьяна). Называя в повседневной жизни этих животных «умными», мы тем не менее не говорим об их сознании.

Человеческое сознание отличается не по самому факту формирования образов окружающего мира, а по тому, как это формирование происходит. Во-первых, в сознании человека психические образы отображаемых предметов или явлений природы актуализируются, выстраиваясь в ряды по степени их важности для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности (интенции) сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ. Это означает:
- способность самопознания, т. е. способность наблюдать свои психические состояния, свойства и процессы (способность сознания к рефлексии) ;
- способность оценивать все происходящее вокруг с позиций своих взглядов, ценностей и морали (свойство критичности сознания);
- способность оценивать свои собственные действия, поступки и даже мысли (свойство самокритичности сознания).

Итак, сознание не оттиск и не застывшая «фотография» действительности. Это одновременно и слабо изученная сфера психики высшего уровня организации, и сложный динамический психический процесс. Науке еще предстоит приоткрыть тайны сознания. На данный момент мы достоверно знаем о нем лишь то, что оно есть. И вместе с тем человек стремится заглянуть в неизвестное, рассуждает, строит гипотезы о происхождении сознания.

Сознанию как психическому образованию присущи некоторые функции и роли. По отношению к психологическим объектам эти понятия следует различать. Функция отражает назначение объекта (сознания, нервной системы, мышления и др.), предписанное ему природой. Роль же больше отражает факт, каким образом используется данная функция объектом.

Функции сознания состоят в:
- отражении объективной реальности (внешнего мира);
- самопознании внутренних психических процессов и состояний (рефлексии).

Роль сознания сводится в основном к:
- регуляции психической деятельности через формирование целей, мотивов и волевых усилий (регулятивный аспект);
- обеспечению процессов познания через обучение (когнитивный аспект);
- социальному взаимодействию через речь и язык, эмоции, чувства, невербальное поведение (коммуникативный аспект).

Предпринимаются попытки выделить структурные элементы сознания (Л. Выготский, А. Леонтьев). Однако они, во-первых, приводят к весьма обобщенным моделям, практическое использование которых весьма проблематично. Во-вторых, хотя этим элементам даются специфические названия, они, по существу, лишь описывают известные функции сознания. Несомненно, структуризация сознания — дело будущего.

Темы: