Этапы развития сознания в филогенезе

В развитии сознания различают два процесса:
- филогенез - процесс исторического развития человека как вида продолжительностью в миллионы лет;
- онтогенез - процесс развития индивида от его рождения до конца жизни.

Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, в филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость - свойство всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

Этапы этого пути таковы.
1. Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ (амеба). На этом уровне реакция организмов на раздражитель следует лишь после непосредственного контакта с ним. Это вынужденная активность живого существа, ориентированная на удовлетворение биологической потребности.

Например, луковица, брошенная на поверхность земли, прорастает вглубь в поисках необходимых питательных веществ (геотропизм). Червяк, оказавшийся на поверхности земли при весеннем вскапывании почвы, устремляется вглубь, где находится источник удовлетворения его биологической потребности (таксис).

2. Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, даже в той, которая не представляет интереса как источник биологической потребности. По сути, ее можно считать простейшей общей способностью к ощущениям. Чувствительность обеспечивает реакцию организма до непосредственного соприкосновения с ним.

Щука «атакует» карася, ориентируясь на его движение и блеск. Но точно так же она реагирует и на искусственно созданную рыболовную блесну, которая не является для нее необходимым продуктом. Движение и блеск — это сигнал для поиска положительных раздражителей. Вместе с тем щука уходит от приближающегося к ней близко человека, проявляя тем самым способность избегать негативных раздражителей.

3. Поведение - принципиально новый уровень приспособления к окружающей среде, характеризующийся сложной совокупностью реакций на ее воздействия. Этому уровню присущи:
- инстинкт (врожденное, стереотипное, автоматическое реагирование, основанное на безусловных рефлексах, с реакцией не на целостную текущую ситуацию, а на ее отдельные элементы;
- навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы);
- рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).

4. Сознание - высший уровень приспособления к окружающему миру. Для этого уровня характерно поведение не как пассивная реакция на воздействия внешних раздражителей, а в форме целенаправленного и мотивированного поведения. Человек приобретает способность самосознания, т. е. способность оценивать себя и выделять себя из среды себе подобных, видеть свое место в обществе других людей. Сознание рассматривается как общественно-исторический продукт развития психики, позволяквдий не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Какие же условия обеспечивали такую последовательность процесса происхождения сознания? Что стало толчком эволюции психики от простой раздражимости к сознанию?

Ключевые слова: Сознание, Развитие
Материалы по теме
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие морального сознания
Кон И.С. - Психология ранней юности
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Психологический возраст. Факторы и стадии развития психики
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Периодизация личностного развития человека
...
Развитие личности в деятельностном подходе
...
Пренатальное развитие. Новорожденность, младенченство и детство
Усова, Е. Б. Возрастная психология - Мн.: Изд-во МИУ, 2009.
Теории психического развития
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий