Сознание. Развитие психики

Общая характеристика. Сознание — высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью люден. Важнейшие психологические характеристики сознания:

  1. включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире; 
  2. закрепление в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, ч ти принадлежит
  3. «Я» человека и его «не-Я»; 
  4. обеспечение целеполагающей деятельности человека
  5. включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств <strong>сознания</strong> является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями,

во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления возникающие вo сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями и т. д.

Развитие психики

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения: 

  1. возникновение и развитие психики в животном мире; 
  2. возникновение и развитие человеческого сознания;
  3. развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано г возникновением и развитием нервной системы. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материн способнос ть изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность — способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них движенем, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Возникает на базе раздражимости и является показателем возникновения и проявления психики.

Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы: 

  1. элементарной чувствительности: 
  2. предметного восприятия: 
  3. отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы: 

  1. инстинкты — это врожденные формы реагирования на определенные условия среды; 
  2. навыки — формы noведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных;
  3. интеллектуальное поведение — сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется нахождением новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т. д.

Биологическая обусловленность качественно отличает психику животных от сознания человека. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную па общую цель.

Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

Ключевые слова: Сознание, Психика
Материалы по теме
Сознание как высшая ступень развития психики
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Психика и сознание
Максименко С.Д., Общая психология
Развитие психики и сознания
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Сознание как высшая форма психики
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Структура сознания
Штейнмец А.Э., Общая психология
Является ли воображение самостоятельным психическим процессом?
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Мозг и психика
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Оставить комментарий