Структура сознания

К. Маркс подчеркивал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это знание». Слово «знание» является составной частью слова «сознание» в русском, немецком и некоторых других языках. В русском языке приставка «со» имеет смысл собирания, соединения. Есть и другой смысловой оттенок, связанный с этой приставкой, — указание на то, что знание приобретается вместе с другими людьми. Подходя к сознанию таким образом, можно охарактеризовать его как совокупность знаний о действительности.

Наши знания о действительности существуют вместе с отношением к значимым для нас объектам, событиям и людям. Узнавая о каком-либо событии, мы всегда так или иначе к нему относимся: приветствуем его, восторгаемся, сожалеем о том, что оно произошло, может быть, возмущаемся им. Мы симпатизируем одним людям и проявляем более сдержанное отношение к другим: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание». Отсюда понятно, почему в структуру сознания входят человеческие чувства — моральные, эстетические, интеллектуальные, религиозные и другие, а также эмоции, в которых они переживаются. Итак, сознание может быть представлено как совокупность отношений к действительности.

В процессе развития сознания человек накапливал знания не только об окружающей действительности, но и о самом себе. Аналогичным образом в совокупности его отношений к действительности правомерно выделить чувства, проявляемые им к природному и социальному миру, а также те, что он испытывает к самому себе. Ведь уважение к другим людям и самоуважение — не одно и то же.

Соединение знаний об окружающей действительности с отношением к ней формирует у человека «чувство реальности» внешнего мира (иносознания); мир воспринимается субъектом как существующий вне его сознания, как нечто объективное. Интеграция знания о себе с отношением к себе дает то, что принято выражать термином «самосознание». Самосознание — это осознание человеком своих знаний о действительности, своих отношений к значимым событиям ы людям, это целостная оценка себя как деятеля, как участника взаимодействий, как носителя внутреннего мира, т.е. как субъекта. Благодаря самосознанию человек отдает себе отчет в своих действиях и поступках, оказывается в состоянии заниматься самообразованием и самовоспитанием. Единство иносознания (осознания окружающей действительности) и самосознания (осознания собственного бытия) есть сознание. Это диалектическое единство означает выделение человеком себя из окружающей среды, из среды себе подобных, отчетливым различением Я и не-Я, различением себя и своей активности.

Человек может жить, не выходя за пределы «непосредственных связей» жизни. И тогда он остается «внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом». Это первый способ существования человека, по С.Л. Рубинштейну. Другой способ связан с появлением рефлексии, которая представляет собой «выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней». Рефлексия проявляется тогда, когда человек думает над тем, как он думает. Но рефлексия — это не просто мысль, направленная на мысль. Рефлексия касается и чувств, и мотивов поведения, и качеств своей личности, т.е. того, что важно для построения отношений с другими людьми.

Когда и в каких проявлениях нашей жизни работа сознания наиболее очевидна? По-видимому, в первую очередь надо указать на произвольное внимание, обязанное своим происхождением трудовой деятельности. Говоря иначе, то, на что направлено наше произвольное внимание, осознается. Осознаются цели деятельности и действий, ведь цели могут быть только осознаваемыми. Значит, если мы что-то планируем, т.е. намечаем некоторый порядок действий, то это процесс осознаваемый. Осознаются трудности, проблемы, с которыми сталкивается человек. Но осознание цели влечет за собой осознание условий ее достижения. Последние могут вызвать переживания, «работу души», что, конечно, тоже будет осознаваемым процессом. Наши представления о работе сознания уточнятся после рассмотрения неосознаваемых психических процессов. (Задачи 8, 9.)

В философии и психологии принято различать индивидуальное сознание, которое мы имели в виду до сих пор, и общественное сознание как духовную сторону общественно-исторического процесса, как совокупность всех духовных богатств, накопленных человечеством. Оказавшись в библиотеке, в картинной галерее или в музее, мы встречаемся с хранилищами этих богатств. Развитие общества и личности осуществляется во взаимодействии между индивидуальным и общественным сознанием. С одной стороны, новая мысль может вначале зародиться в индивидуальном сознании и только потом, в силу своей глубины и оригинальности, стать достоянием общественного сознания. С другой — развитиеиндивидуального сознания осуществляется в ходе усвоения, присвоения индивидом достижений общественного сознания. Этим присвоением и занят студент, когда слушает лекцию, работает с учебником, участвует в дискуссии на семинаре и т.д.

С категориями общественного и индивидуального сознания соотносятся термины «значение» и «смысл». Значение относится к содержанию общественного сознания, усваиваемого индивидом, оно фиксируется в виде понятий. Давая определение треугольнику, глаголу или психике, мы и раскрываем объективное значение, закрепившееся за данными понятиями в общественно-исторической практике людей. Носителями значений выступают также формулы, схемы, карты, чертежи, художественные произведения... Смысл относится к индивидуальному сознанию и выражает отношение субъекта к содержанию, отражаемому в понятиях. Образ, созданный писателем на уровне значения, представлен в его произведении. Но если молодой человек подражает этому образу, то последний приобретает для него личностный смысл. В отличие от безличного значения, существующего для людей вообще, он показывает, что то или иное понятие, событие или отношение значат для конкретного человека, как они им переживаются, какие чувства вызывают. Еще раз подчеркнем, что сознание — это не только знание, но и отношение.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология
Темы: