Особенности социально-психологической зависимости в новых религиозных движениях

Многие исследователи, объединяя широкий круг особенностей поведения последователей новых религиозных движений (НРД), определяют их одним понятием - манипулирование сознанием человека.

Причем в современном мире имеет место манипулирование большими массами людей. Не поддается учету то количество денежных средств и недвижимости, которые на добровольных началах были отданы за липовые услуги по «приобщению к посвященным», сближению с «космической иерархией», приобретению «сверхвозможностей», «духовному развитию», «излечению» от недугов, быстрому обогащению и проч. Но материальные потери не могут идти в сравнение с поломанными судьбами людей и потерянным временем, отданным на служение мистификаторам, направленным на борьбу с культурным наследием, цивилизационными и культурными достижениями во имя якобы спасения человечества или духовных достижений.

В связи с тем, что увлеченность новыми религиозными идеями часто сопровождается такими проявлениями, как самоистязание, самоубийство, массовая истерия, она часто рассматривается как психическое расстройство. Однако русский психиатр И.М. Ба-линский, проводя «психиатро-психологический анализ» скопчества, еще в XIX в. отметил, что «подобные массовые явления принадлежат к почти незатронутым вопросам психологии, не подходя под формы душевных болезней... У фанатиков развитие нелепых убеждений сводится к неправильному пониманию не собственных (как у помешанных), но чужих идей, а усилия их распространять связаны с известной целью, установление которой требует особых исследований» (цит. по A.M. Шерешевскому, с. 143).

Внешнее поведение лиц, вовлеченных в массовую культовую деятельность, не всегда имеет форму клинической психопатологии. Современные исследователи чаще отмечают у последователей НРД признаки социально зависимого поведения: потребность находиться в контакте с членами своей организации, посещать все мероприятия, следовать предписаниям и определенным стереотипам поведения, выполнять рекомендации своего «духовного» наставника и т.п. В связи с этим современные исследователи чаще используют определения «зомбирование», «манипулирование сознанием», «промывание мозгов», «контроль сознания», «зависимые расстройства личности».

Однако необходимо отметить, что проявления психосоциальной зависимости в НРД имеют свою природу, динамику и по отдельным признакам не соответствуют критериям зависимого расстройства личности, описанного в Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Можно выделить следующие проявления психосоциальной зависимости В НРД.
1 Важной и специфической особенностью личности человека с зависимостью от культа и отличающей его от лиц с другой формой психосоциальной зависимости является формирование у него в период инициации в культ высшей жизненной ценности или «сверхидеи». Она задается культом, достаточно быстро интериоризиру-ется индивидом и определяет его потребность связывать свою жизнь с данным культом как носителем этой ценности.
2 Явные признаки зависимого поведения у последователя КНВ наблюдаются в большинстве случаев только на стадии инициации, когда он является неофитом. В его поведении обнаруживается азарт или ощущение близости и доступности «Бога», «истины», «космической иерархии» «сверхвозможностей» и т.п. В этот период формируется также зависимость от группы и в поведении неофита можно также наблюдать все эффекты, обусловленные групповой динамикой и групповым давлением. Таким образом, в этот период психосоциальная зависимость индивида от КНВ обусловлена и его ценностными ориентациями и групповыми факторами.
3 У большинства членов культа на разных стадиях членства появляется критичность по отношению к своему культу. Однако защищая свои высшие ценности, индивид может связать наблюдаемые недостатки с отдельными людьми, отдельными руководителями, объясняя их тем, что те неправильно следуют предписаниям культа. Одни последователи затем могут остаться в культе и далее занимать в нем ревизионистские позиции, но при этом их поведение только с определенным допущением можно назвать зависимым Многие другие последователи покидают инициирующий культ. Однако в последующем их можно видеть в качестве активно вовлеченных членов или в качестве лица с нефиксированным членством в других организациях КНВ, где они пытаются найти окружение, соответствующее их высшей жизненной ценности Таким обоазом, в поведении большинства последователей КНВ имеет место, скорее всего, зависимость от сформированной культом «сверхидеи» или высшей ценности.
4. Выраженная психосоциальная зависимость от КНВ наблюдается у лиц со склонностью к зависимому поведению. Для них культ и культовая организация являются внешними регуляторами поведения и жизни в целом. В данном случае речь может идти о классической психосоциальной зависимости.

Быстрое и стойкое формирование высшей жизненной ценности у последователей НРД обусловлено, во-первых, культовым вероучением, в котором заявлены претензии на истинность, и, во-вторых, психологическими причинами, побуждающими индивидов следовать идеям культа.

Последнее замечание достаточно важно, т.к. психологические приемы манипулирования и влияния эффективны в том случае, если они направлены, по определению Е.Н. Волкова, на «личную уязвимость», т.е. взаимодействуют с потребностной сферой человека и с личностными особенностями. На это указывают также многочисленные работы, анализирующие приемы манипулирования и влияния. Е.Н. Волков называет следующие личностные особенности, определяющие предрасположенность к зависимости от НРД: застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, разочарование в культуре, наивный идеализм, неразборчивое стремление к духовному смыслу, восприимчивость или тяготение к состояниям транса и незнание способов, при помощи которых можно манипулировать индивидами.

Были выделены психологические причины, побуждающие индивидов следовать идеям НРД и способствующие резкому изменению у него установок и поведения. К ним отнесены: тенденция группирования, стремление к превосходству, стремление к таинственному, сложные жизненные обстоятельства, ориентация на героя (идеал), стремление к приданию своей жизни смысла, импринтинг.

Наиболее широко используемая психологическая технология в современных НРД опирается на тенденцию к группированию, явившуюся в свое время базой для создания специфических методических приемов вовлечения человека в групповое взаимодействие и объединение отдельных лиц в организацию. Групповые процессы достаточно основательно изучены и подробно изложены во всех учебниках по социальной психологии, а также в литературе по групповой психотерапии.

В неокультах основная деятельность вовлеченного обычно мри исходит в небольших группах. Согласно рекомендациям психоло гии, атакже специфической ориентации неокультовой организации, групповое сплочение в ней осуществляется через: а) усиление неформальных межличностных контактов; б) ориентацию на общую цель; в) взаимную деятельность, направленную вначале на изучение предложенных знаний, а затем на укрепление данной организации; г) возникновение мнимой или реальной угрозы извне или «преследования», благодаря которым возникает еще и состояние «ве-ликомученичества»; д) деятельность харизматического лидера.

Такая естественная тенденция, как стремление к превосходству, подкрепляется в НРД следующими иллюзорными свидетельствами: а) подчеркивается исключительность и «богоизбранность» лидера организации, что питает и еще такую личностную потребность, как ориентация на героя (идеал); б) утверждается, что предлагаемое учение самое уникальное и открывается только избранным; в) утверждается, что данные знания переданы самим Богом или иными высшими силами; г) утверждается, что данное учение станет в будущем единственной мировой религией и ее последователи в настоящее время выполняют роль первопроходцев; д) утверждается, что только последователи данного знания или верования спасутся после Апокалипсиса, тогда как все остальные люди погибнут.

Манипулятивные технологии в НРД опираются также на стремление к таинственному и на наличие у инициируемых сложных жизненных обстоятельств. Надежда мгновенно исцелиться, овладеть мистическими силами, быть приобщенным к клану управляющих «планетной эволюцией» или хотя бы просто увидеть чудо движет многими. Чаще всего «чудеса», демонстрируемые в НРД, являются результатами: группового взаимодействия, специальной психотехники обычно медитативного и трансового характера, действия убеждения, прямого или косвенного внушения, прямого личностного воздействия манипулятивного характера, гипноза. Необходимо также отметить, что еще 3. Фрейд отметил интересную закономерность: невротические симптомы исчезают у лиц, вовлеченных в массовую деятельность. Также для разрешения личностных проблем, связанных со сложными жизненными обстоятельствами, в НРД используется, пожалуй, весь арсенал современных психотерапевтических приемов.

Среди базисных потребностей человека психологическая наука называет стремление к приданию своей жизни смысла. Идеологи современных НРД указывают, что они ориентируют людей на высшие человеческие ценности, необходимость духовной реализации человека и т.п. Таким образом, последователь НРД может заполнить свой экзистенциальный вакуум и придать смысл своему существованию в культе.

При вовлечении человека в неокульт можно наблюдать также своеобразный духовный импринтинг. Большинство неофитов являются стерильными в отношении мистического и религиозного образования. В связи с этим многие достаточно зрелые, интеллектуально развитые люди, впервые столкнувшись с сильной харизматической личностью, предлагающей мировоззрение, якобы исходящее от самого Бога, могут легко запечатлеть его в качестве единственно возможной сверхидеи.

Таким образом, в личностном аспекте НРД прослеживается специфический феномен человека, проявляющийся в том, что отдельные его вполне нормальные черты и мотивы могут стать основой для манипулирования и привести к радикальному изменению жизненных ус тановок и поведения вплоть до патологических.

Проведенные нами исследования позволили выделить следующие личностные черты, формируемые в НРД.
1. Для всех последователей определенного НРД характерно наличие общего носителя эталонных психологических и моральных качеств (кумира, идеала, героя), что является основой для деинди-видуализации по механизму формирования их общего личностного стереотипа. Те же закономерности обнаружены 3. Фрейдом при анализе толпы, в которой каждый индивид на место своего Я-идеала поставит личность общего для нее вождя и при этом сам регрессирует до состояния «примитивной душевной деятельности».
2. Последователи НРК искренне убеждены, что только их организация дает правильные жизненные ориентиры, что только в нее входят лучшие люди, что вне организации все идут по «неправильному» пути, что социальный мир, культура, наука и цивилизация также устроены неверно.
3.Негативное отношение к окружающему социальному миру формирует страх перед ним, боязнь оказаться под его влиянием.
4. Они искренне убеждены, что призваны построить идеальное
общество на Земле.
5. В настоящее время они считают себя первопроходцами, первыми проповедниками и «апостолами» будущей мировой религии, поэтому являются образцом для подражания.
6. Стремление к проповеднической деятельности часто определяет выбор профессии: сфера управления, общественная деятельность, образование, воспитание, медицина, психология
7. В организации тоталитарной направленности формируется фанатично преданный ей последователь, направляющий свою жизнь и все свои финансы на служение ей, смиренно переносящий все лишения готовый безоговорочно подчиниться приказам лидерам пойти на жертвы и даже смерть во имя ее идей и процветания.

Таким образом, можно сделать вывод, что их учения, психологические технологии работают непосредственно с человеком в направлении его деиндивидуализации, подчинения культу с ориентацией на общую идею. Последователь учения при определенных особенностях легко может превратиться в элемент человеческой массы или толпы, зараженной общей идеей и ведомой очередной

Ключевые слова: Зависимость, Религия
Материалы по теме
Религиозные преступления, их виды и показатели
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Наркомания и токсикомания
А. А. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 ISBN...
Религиозные представления и понятия Древнего Рима
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением седативных или снотворных средств (F13)
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Философия Этьена Жильсона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Доктрина иудаизма
...
Оккультное направление новых религиозных движений
...
Профилактика компьютерной зависимости
Юрьева Л.Н., Компьютерная зависимость
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий