Особенности социально-психологической зависимости в новых религиозных движениях

Многие исследователи, объединяя широкий круг особенностей поведения последователей новых религиозных движений (НРД), определяют их одним понятием - манипулирование сознанием человека.

Причем в современном мире имеет место манипулирование большими массами людей. Не поддается учету то количество денежных средств и недвижимости, которые на добровольных началах были отданы за липовые услуги по «приобщению к посвященным», сближению с «космической иерархией», приобретению «сверхвозможностей», «духовному развитию», «излечению» от недугов, быстрому обогащению и проч. Но материальные потери не могут идти в сравнение с поломанными судьбами людей и потерянным временем, отданным на служение мистификаторам, направленным на борьбу с культурным наследием, цивилизационными и культурными достижениями во имя якобы спасения человечества или духовных достижений.

В связи с тем, что увлеченность новыми религиозными идеями часто сопровождается такими проявлениями, как самоистязание, самоубийство, массовая истерия, она часто рассматривается как психическое расстройство. Однако русский психиатр И.М. Ба-линский, проводя «психиатро-психологический анализ» скопчества, еще в XIX в. отметил, что «подобные массовые явления принадлежат к почти незатронутым вопросам психологии, не подходя под формы душевных болезней... У фанатиков развитие нелепых убеждений сводится к неправильному пониманию не собственных (как у помешанных), но чужих идей, а усилия их распространять связаны с известной целью, установление которой требует особых исследований» (цит. по A.M. Шерешевскому, с. 143).

Внешнее поведение лиц, вовлеченных в массовую культовую деятельность, не всегда имеет форму клинической психопатологии. Современные исследователи чаще отмечают у последователей НРД признаки социально зависимого поведения: потребность находиться в контакте с членами своей организации, посещать все мероприятия, следовать предписаниям и определенным стереотипам поведения, выполнять рекомендации своего «духовного» наставника и т.п. В связи с этим современные исследователи чаще используют определения «зомбирование», «манипулирование сознанием», «промывание мозгов», «контроль сознания», «зависимые расстройства личности».

Однако необходимо отметить, что проявления психосоциальной зависимости в НРД имеют свою природу, динамику и по отдельным признакам не соответствуют критериям зависимого расстройства личности, описанного в Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Можно выделить следующие проявления психосоциальной зависимости В НРД.
1 Важной и специфической особенностью личности человека с зависимостью от культа и отличающей его от лиц с другой формой психосоциальной зависимости является формирование у него в период инициации в культ высшей жизненной ценности или «сверхидеи». Она задается культом, достаточно быстро интериоризиру-ется индивидом и определяет его потребность связывать свою жизнь с данным культом как носителем этой ценности.
2 Явные признаки зависимого поведения у последователя КНВ наблюдаются в большинстве случаев только на стадии инициации, когда он является неофитом. В его поведении обнаруживается азарт или ощущение близости и доступности «Бога», «истины», «космической иерархии» «сверхвозможностей» и т.п. В этот период формируется также зависимость от группы и в поведении неофита можно также наблюдать все эффекты, обусловленные групповой динамикой и групповым давлением. Таким образом, в этот период психосоциальная зависимость индивида от КНВ обусловлена и его ценностными ориентациями и групповыми факторами.
3 У большинства членов культа на разных стадиях членства появляется критичность по отношению к своему культу. Однако защищая свои высшие ценности, индивид может связать наблюдаемые недостатки с отдельными людьми, отдельными руководителями, объясняя их тем, что те неправильно следуют предписаниям культа. Одни последователи затем могут остаться в культе и далее занимать в нем ревизионистские позиции, но при этом их поведение только с определенным допущением можно назвать зависимым Многие другие последователи покидают инициирующий культ. Однако в последующем их можно видеть в качестве активно вовлеченных членов или в качестве лица с нефиксированным членством в других организациях КНВ, где они пытаются найти окружение, соответствующее их высшей жизненной ценности Таким обоазом, в поведении большинства последователей КНВ имеет место, скорее всего, зависимость от сформированной культом «сверхидеи» или высшей ценности.
4. Выраженная психосоциальная зависимость от КНВ наблюдается у лиц со склонностью к зависимому поведению. Для них культ и культовая организация являются внешними регуляторами поведения и жизни в целом. В данном случае речь может идти о классической психосоциальной зависимости.

Быстрое и стойкое формирование высшей жизненной ценности у последователей НРД обусловлено, во-первых, культовым вероучением, в котором заявлены претензии на истинность, и, во-вторых, психологическими причинами, побуждающими индивидов следовать идеям культа.

Последнее замечание достаточно важно, т.к. психологические приемы манипулирования и влияния эффективны в том случае, если они направлены, по определению Е.Н. Волкова, на «личную уязвимость», т.е. взаимодействуют с потребностной сферой человека и с личностными особенностями. На это указывают также многочисленные работы, анализирующие приемы манипулирования и влияния. Е.Н. Волков называет следующие личностные особенности, определяющие предрасположенность к зависимости от НРД: застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, разочарование в культуре, наивный идеализм, неразборчивое стремление к духовному смыслу, восприимчивость или тяготение к состояниям транса и незнание способов, при помощи которых можно манипулировать индивидами.

Были выделены психологические причины, побуждающие индивидов следовать идеям НРД и способствующие резкому изменению у него установок и поведения. К ним отнесены: тенденция группирования, стремление к превосходству, стремление к таинственному, сложные жизненные обстоятельства, ориентация на героя (идеал), стремление к приданию своей жизни смысла, импринтинг.

Наиболее широко используемая психологическая технология в современных НРД опирается на тенденцию к группированию, явившуюся в свое время базой для создания специфических методических приемов вовлечения человека в групповое взаимодействие и объединение отдельных лиц в организацию. Групповые процессы достаточно основательно изучены и подробно изложены во всех учебниках по социальной психологии, а также в литературе по групповой психотерапии.

В неокультах основная деятельность вовлеченного обычно мри исходит в небольших группах. Согласно рекомендациям психоло гии, атакже специфической ориентации неокультовой организации, групповое сплочение в ней осуществляется через: а) усиление неформальных межличностных контактов; б) ориентацию на общую цель; в) взаимную деятельность, направленную вначале на изучение предложенных знаний, а затем на укрепление данной организации; г) возникновение мнимой или реальной угрозы извне или «преследования», благодаря которым возникает еще и состояние «ве-ликомученичества»; д) деятельность харизматического лидера.

Такая естественная тенденция, как стремление к превосходству, подкрепляется в НРД следующими иллюзорными свидетельствами: а) подчеркивается исключительность и «богоизбранность» лидера организации, что питает и еще такую личностную потребность, как ориентация на героя (идеал); б) утверждается, что предлагаемое учение самое уникальное и открывается только избранным; в) утверждается, что данные знания переданы самим Богом или иными высшими силами; г) утверждается, что данное учение станет в будущем единственной мировой религией и ее последователи в настоящее время выполняют роль первопроходцев; д) утверждается, что только последователи данного знания или верования спасутся после Апокалипсиса, тогда как все остальные люди погибнут.

Манипулятивные технологии в НРД опираются также на стремление к таинственному и на наличие у инициируемых сложных жизненных обстоятельств. Надежда мгновенно исцелиться, овладеть мистическими силами, быть приобщенным к клану управляющих «планетной эволюцией» или хотя бы просто увидеть чудо движет многими. Чаще всего «чудеса», демонстрируемые в НРД, являются результатами: группового взаимодействия, специальной психотехники обычно медитативного и трансового характера, действия убеждения, прямого или косвенного внушения, прямого личностного воздействия манипулятивного характера, гипноза. Необходимо также отметить, что еще 3. Фрейд отметил интересную закономерность: невротические симптомы исчезают у лиц, вовлеченных в массовую деятельность. Также для разрешения личностных проблем, связанных со сложными жизненными обстоятельствами, в НРД используется, пожалуй, весь арсенал современных психотерапевтических приемов.

Среди базисных потребностей человека психологическая наука называет стремление к приданию своей жизни смысла. Идеологи современных НРД указывают, что они ориентируют людей на высшие человеческие ценности, необходимость духовной реализации человека и т.п. Таким образом, последователь НРД может заполнить свой экзистенциальный вакуум и придать смысл своему существованию в культе.

При вовлечении человека в неокульт можно наблюдать также своеобразный духовный импринтинг. Большинство неофитов являются стерильными в отношении мистического и религиозного образования. В связи с этим многие достаточно зрелые, интеллектуально развитые люди, впервые столкнувшись с сильной харизматической личностью, предлагающей мировоззрение, якобы исходящее от самого Бога, могут легко запечатлеть его в качестве единственно возможной сверхидеи.

Таким образом, в личностном аспекте НРД прослеживается специфический феномен человека, проявляющийся в том, что отдельные его вполне нормальные черты и мотивы могут стать основой для манипулирования и привести к радикальному изменению жизненных ус тановок и поведения вплоть до патологических.

Проведенные нами исследования позволили выделить следующие личностные черты, формируемые в НРД.
1. Для всех последователей определенного НРД характерно наличие общего носителя эталонных психологических и моральных качеств (кумира, идеала, героя), что является основой для деинди-видуализации по механизму формирования их общего личностного стереотипа. Те же закономерности обнаружены 3. Фрейдом при анализе толпы, в которой каждый индивид на место своего Я-идеала поставит личность общего для нее вождя и при этом сам регрессирует до состояния «примитивной душевной деятельности».
2. Последователи НРК искренне убеждены, что только их организация дает правильные жизненные ориентиры, что только в нее входят лучшие люди, что вне организации все идут по «неправильному» пути, что социальный мир, культура, наука и цивилизация также устроены неверно.
3.Негативное отношение к окружающему социальному миру формирует страх перед ним, боязнь оказаться под его влиянием.
4. Они искренне убеждены, что призваны построить идеальное
общество на Земле.
5. В настоящее время они считают себя первопроходцами, первыми проповедниками и «апостолами» будущей мировой религии, поэтому являются образцом для подражания.
6. Стремление к проповеднической деятельности часто определяет выбор профессии: сфера управления, общественная деятельность, образование, воспитание, медицина, психология
7. В организации тоталитарной направленности формируется фанатично преданный ей последователь, направляющий свою жизнь и все свои финансы на служение ей, смиренно переносящий все лишения готовый безоговорочно подчиниться приказам лидерам пойти на жертвы и даже смерть во имя ее идей и процветания.

Таким образом, можно сделать вывод, что их учения, психологические технологии работают непосредственно с человеком в направлении его деиндивидуализации, подчинения культу с ориентацией на общую идею. Последователь учения при определенных особенностях легко может превратиться в элемент человеческой массы или толпы, зараженной общей идеей и ведомой очередной