Исторические типы религий

В прошлом существовало и поныне существует множество религий (как отмечалось ранее, их насчитывают около пяти тысяч и даже больше). Для систематизации этого многообразия выделяют типы религий. Типы отражают общие для некоторых религий признаки, что позволяет объединять религии в соответствующие группы. Типология характеризует определенные историко-религиозные тенденции; она выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Бытуют разные типологические схемы и соответственно различают религии языческие и откровенные, естественные и бого-духновенные, естественные и этические, зависимости и свободы, политеистические, генотеистические и монотеистические и т.д. Выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.

Родоплеменные религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. Первоначальные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родоплеменные религии стихийно вырастали из общественных условий жизни рода и племени, срастались с этими историко-стадиальными типами этносов и сакрализовывали их. Важное место в таких религиях занимает культ предков, выражающий генетическое единство и кровно-родственные связи. Для этих религий характерен культ племенного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целостность группы. Здесь складывается система возрастных инициаций. Широко распространены также фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из анимистического комплекса мог выделяться образ одного духа — как правило, покровителя инициации, который приобретал черты племенного бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой правили другие боги.

Следует отметить, что родоплеменные религии в современных традиционных обществах существенно отличаются от возникавших и существовавших в условиях первобытного строя. Современные родоплеменные религии испытали влияние исторически сложившихся народностно-национальных и мировых религий. В ряде случаев образуются синкретические системы, в которых причудливо переплетаются верования и культы религий разных исторических типов. В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и выражают архаические общественные структуры.

По мере разложения родоплеменной организации, становления и развития классового общества, народностей, а затем и наций складываются и развиваются народностно-национальные и мировые религии. Однако более развитые религии ассимилируют многие элементы родоплеменных.

Народностно-национальные религии ассимилировали известные историко-культурные пласты родоплеменных, но в отличие от последних складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни (экономические, политические и пр.) народности, а затем и нации и сакрализовывали данные историко-стадиальные типы этносов, их государства, глав этих государств (система caesar divus — «царь божественный»). Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса, хотя и лица другой этнической принадлежности могут при соблюдении определенных условий получить санкцию этих религий и стать их последователями. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционно сложившихся формах (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, которая затрудняла или делала невозможным общение с иноверцами, строгая система религиозных предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — генетически связаны с родоплеменными и народностно-национальными, заимствовали многие элементы верований и культов этих религий, но в то же время существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одного типа общественных отношений к другим. В их становлении большую роль играли основатель или группа основателей, которые чувствовали потребность в новой религии и понимали религиозные потребности масс. Эти религии формировались в условиях складывания мировых империй, когда обнаруживалась необходимость дополнить эти империи соответствующими им религиями. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. В разрабатывающихся вероучении, культе, организациях находили отражение образ жизни многих регионов, разных страт, классов, сословий, каст, племен, народностей, и потому эти разнородные общности становились носителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, проповедническая активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращена к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется идея равенства людей. Они отбрасывают вносящую разделение обрядность, которая затрудняла или даже запрещала общение сторонников прежних родоплеменных и народностно-национальных религий. Но в конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретали этническую окраску; эти религии в их этнических формах имеют тенденцию к идентификации этнической и религиозной принадлежности.

Характеристика типов религий может быть дополнена и конкретизирована по другому основанию — с учетом центральных представлений и понятий. В условиях позднеродового строя прежде безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются функции и управление определенными видами деятельности. Складывается полидемонизм, внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покровитель инициации, приобретающий черты племенного бога. Влияние племенных богов было ограниченным и по ареалу, и по функциям: боги занимали определенное место по отношению друг к другу. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловливало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Этот бог становился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных включались боги других племен. Формировался политеизм  — религиозное представление о существовании нескольких или многих богов. Возникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений-понятий, сознание получило возможность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений-понятий, сложились фигуры богов, действующих в ряде областей природы и общества. Но и образ бога, поле деятельности которого распространялось на несколько сфер действительности, предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. Ныне политеистическими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.

По мере разделения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются и политеистические системы. Складываются супремотеизм — почитание многих богов, но при приоритете одного, и генотеизм — почитание одного, но при признании существования множества богов. У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм — представление о существовании единственного Бога. Монотеизм появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других образовались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделения труда, постепенно формировались образы богов, управляющих несколькими «секторами» природы и общества (видовые и родовые представления-понятия), наконец, складывалась фигура Бога, контролирующего все многообразные природные и общественные явления. В ходе умственного развития в головах людей из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий. Монотеистическими являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм.

Ключевые слова: Религия
Источник: История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 526 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
Материалы по теме
Философия Этьена Жильсона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Доктрина иудаизма
...
Оккультное направление новых религиозных движений
...
Хронические мозговые нарушения и религии
...
Крещение Руси и его значение
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Религиозные представления и понятия Древнего Рима
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Философия Пьер Тейяр де Шардена
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Основные позиции аналитической традиции Юнга в отношении религии
...
Оставить комментарий