Общая характеристика социально-психологической зависимости личности

Проблема зависимого поведения в жизни нашего общества является весьма актуальной. В психологии данная проблема рассматривается в контексте девиантного поведения.

Сущность и содержание девиантного (отклоняющегося) поведения изложены в работах отечественных (В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.В. Ковалев, М. Кле, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Ф. Райс , Д.И. Фельдштейн и др.) и зарубежных (Р. Мертон, Н. Смелзер и др.) авторов.

И.Я. Гилинский под девиантным поведением понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Ю.А. Клейберг девиантное поведение рассматривает как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним . По мнению И.С. Кона, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психического здоровья, права, морали).

Таким образом, ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия человека, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Социальные нормы, по мнению Ф.Б. Бассина, находят свое воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, с целью регуляции деятельности и отношений. Девиантное поведение мы рассматриваем, вслед за Е.В. Змановской, как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией .

Исследователи выделяют различные виды девиантного поведения. В связи с этим возникает вопрос, какое место среди них занимает компьютерная зависимость. Авторы используют различные основания для классификации отклоняющегося поведения.

Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы поведенческих девиаций, в зависимости от их влияния на личность и общество: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество). Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева предлагают классификацию видов и форм девиантного поведения с точки зрения их проявления во вредных привычках: курение, алкоголизм, наркомания, побеги из дома и бродяжничество, сексуальные отклонения, суицид, страхи и навязчивости, дисморфобии, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование и хобби, нарушение «пищевого поведения», азартные игры, сквернословие, граффити.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят все поведенческие девиации по признакам «нестандартное» (форма нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения, например, деятельность новаторов) и «деструктивное» (внешнедеструктивное - социальных норм и внутридеструктивное - суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое) поведение.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Например, А.Ю. Акопов описывает девиантное (отклоняющееся) поведение с позиций социальной болезни, а девиантное поведение относит к социально-психологическим зависимостям (аддиктивизация общества и человека).

В аспекте нашего исследования заслуживает внимания классификация поведенческих отклонений Е.В. Змановской, которая в качестве оснований для деления девиаций на группы использовала критерии: «вид нарушаемой нормы» и «негативные последствия отклоняющегося поведения». Она выделяет следующие виды девиантного поведения:

- антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, торговля наркотиками);
- асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений;
- аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности, выражающееся в наркозависимом поведении, компьютерной зависимости, пищевых ад-дикциях, суицидальном поведении.

Таким образом, зависимое поведение практически во всех классификациях девиантного поведения рассматривается как один из ее видов, а именно: как вредная привычка (Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева), как аутодеструктивное поведение (Е.В. Змановская).

Зависимое поведение практически всеми авторами, которые так или иначе затрагивают данную проблему, рассматривается как деструктивное поведение, направленное на саморазрушение. Так, А.Ю. Акопов в своих работах убедительно доказывает, что аддиктивное (суррогатное) поведение как на личностном, так и социальном уровнях неизбежно саморазрушительно: «И это логично: если в поисках удовольствий и в погоне за безумными целями человек и общество полностью делегируют всего себя чему-то вымышленному, виртуальному, то это с неизбежностью означает отказ от себя по частям и в целом, утрату целостности и гибель».

Независимое поведение - форма здорового образа жизни человека. Зависимое же поведение по своему характеру является «антижизненным вариантом поведения» (А.Ю. Акопов), в основе которого лежит подсознательное стремление к саморазрушению, в конечном счете - смерти.

Зависимое поведение противоположно свободному поведению, при котором человек является хозяином своей жизни, может делать осознанный выбор в реальной ситуации. По мнению А.Ю. Акопова, «Любая зависимость - это ограничение степеней своей свободы, это несвобода от самого себя». Если быть точным, то надо говорить, что человек зависит не от объекта зависимости (наркотик, игра, алкоголь, интернет и т. д.), а от самого себя, от своего состояния.

Зависимое поведение наносит реальный ущерб физическому и психическому здоровью человека. Зависимость имеет массу негативных последствий для человека: разрушение здоровья, нарушение социальной адаптации, утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений и др.

В толковых словарях русского языка не дается однозначного и четкого определения понятию «зависимость».

Данное понятие рассматривается в различных аспектах: медицинском, социальном, психологическом. Так, В.Д. Менделевич рассматривает «зависимость» в медицинском смысле как навязчивую потребность личности в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание к большим и большим дозам вещества.

Под психологической зависимостью А.Г. Врублевский понимает стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта. Н.С. Курек определяет психологическую зависимость как необходимость «Я» в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний; как стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении какого-либо наркотика или группы наркотиков.

В социальном аспекте понятие «зависимость» характеризует В.В. Шабалина и др. Она отмечает, что зависимость человека - это неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от объекта влияния как результата подобного воздействия.

Зависимость в психологическом смысле рассматривается в работах А.Ю. Акопова, В.П. Ильина, Н.Д. Твороговой, Р.А. Прокопишина и др. Так, А.Ю. Акопов под понятием «зависимость» подразумевает гедоническую установку на немедленное получение удовольствия всегда, любыми способами, средствами, любой ценой и из всего; почти рефлекторное погружение в иллюзорный, ирреальный мир наслаждений с уходом от реальности, бегства от общения в одиночество.

Н.Д. Творогова и Р.А. Прокопишин под «зависимостью» понимают расстройство мотивационно-потребностной сферы человека, которое подчиняет всю мотивационную сферу индивида такой потребности, которая не является физиологически обусловленной, ограничивает адаптационные механизмы поведения и вынуждает личность к регулярному и постоянно возобновляющемуся поиску источника удовлетворения потребности, связанного с объектом зависимости. В работе мы придерживаемся определения, предложенного В.П. Ильиным, который рассматривает зависимость как особое внутреннее состояние человека, характеризующееся утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли - ключевого ее качества.

Таким образом, понятие «зависимость», как показывает анализ литературы, рассматривается как неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию (В.В. Шабалина), как гедонистическая установка (А.Ю. Акопов), как стремление (влечение) принимать наркотический препарат (А.Г. Врублевский), как особая потребность человека (Н.С. Курек, В.Д. Менделевич, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишин), как особое внутреннее состояние человека (В.П. Ильин).

Механизм формирования психологической зависимости - это очень сложный механизм. А.Ю. Акопов описывает около сорока психологических процессов, которые имеют место при формировании психологической зависимости. Среди них он отмечает пять китов психологической зависимости.
1. Желание. У субъекта, который хочет что-то (кого-то), есть желание обладать неким внешним объектом и испытывать при этом удовольствие. Между субъектом и объектом желания устанавливается определенная связь. В громадном большинстве случаев эта связь положительная, в том смысле, что доставляет удовольствие субъекту.
2. Углубление гедонистического начала (большая изначальная природная потребность в удовольствиях). Основным мотивом действия зависимого человека становится немедленное получение удовольствия «здесь и сейчас, и побольше», таким образом, запускается безумная погоня за удовольствиями.
3. Аддикция. В процессе взаимодействия с объектом, который доставляет удовольствие, человек в своем сознании (а позже -и подсознании) не расстается с выбранным объектом аддикции-зависимости, постепенно все больше и больше психологически сливаясь с ним. Наблюдается тотальность захваченности психики аддикцией с подавлением других целей. Борьбы мотивов (пить - не пить, играть - не играть) нет. Увеличивается время связи с объектом.
4. Фиксация связи с объектом зависимости. Процессы гедонизма и аддикции сначала формируют связь субъекта с выбранным объектом желания, а затем приводят к углублению, упрочиванию этой связи. В дальнейшем эта связь и ее элементы все больше фиксируются в мозгу, сознании и подсознании субъекта. Усиливающаяся фиксация связи субъекта с объектом принимает характер навязчивости.
5. Субъективно-пристрастное отношение к выбранному внешнему объекту, постепенно становящемуся для данного индивида наркотиком.

Постепенно избранный объект начинает доминировать над всеми остальными, то есть в мозгу и психике уже зависимого человека объект зависимости становится самым главным, самым важным, самым желанным и любимым, доставляющим субъекту самое большое удовольствие, радость, наслаждение. Доминирование на первых этапах зависимости относительное, то есть объект зависимости самый главный для субъекта, но не единственный; затем на последней, третьей, стадии любой зависимости оно становится абсолютным. При углублении процессов доминирования повышается субъективная значимость этого объекта в сознании субъекта зависимости. И у человека формируется пристрастно-положительное, крайне заинтересованное, сверхположительное отношение к выбранному объекту.

Кроме этого, можно назвать и другие психологические процессы, лежащие в основе психологической зависимости и имеющие прямое отношение к зависимости от компьютерных игр: азарт и сдвиг мотива с цели на средства.

Азарт - это крайнее, предельное эмоциональное выражение захваченности организма и психики процессом овладения объектом зависимости. Это даже больше, чем просто полное слияние с объектом, это полное растворение себя в объекте с потерей себя для себя. Азарт является важнейшей причиной, например, продолжения игры при игровой зависимости.

Сдвиг мотива с цели на средства проявляется в том, что постепенно в процессе взаимодействия с объектом зависимости первоначальная цель утрачивается и заменяется новой - доставить себе все большее удовольствие. Средства достижения этой новой главной цели становятся важнее прежней цели. Теперь уже эти средства достижения удовольствий становятся главным мотивом всей деятельности. Таким образом, происходит сдвиг мотива сначала на новую цель, а потом и на средства ее достижения с полной утратой первоначальной цели. Для человека с игровой зависимостью результат игры уже не нужен, его привлекает сам процесс игры. Выйти из игры у него уже нет сил.

Исходя из выше описанных процессов, А.Ю. Акопов дает следующее определение социально-психологической зависимости: «Социально-психологическая зависимость - это жестко фиксированная, болезненная психологическая связь данного субъекта с выбранным им внешним (чаще) объектом (другим человеком, веществом предметом, деятельностью, занятием), сопровождающаяся глубоким психологическим погружением в него (аддикцией) вплоть до полного слияния и овладения им, крайне максималистским субъективно-пристрастным отношением к нему с резким повышением, гипертрофированием субъективной значимости его для индивида».

С понятием «зависимость» тесно связано понятие «зависимого поведения». Е.В. Змановская зависимое поведение определяет как аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния.

Как разновидность девиантного поведения характеризует зависимое поведение В.Д. Менделевич. Он говорит, что зависимое поведение - это поведение, которое характеризуется непреодолимой подчиненностью собственных интересов - интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

В своей работе мы придерживаемся определения зависимого (аддиктивного) поведения, предложенного А.А. Ухтомским. Зависимое поведение трактуется им как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому-либо объекту. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности.

Зависимое поведение полифункционально. Доминирующая функция меняется по мере развития зависимого поведения. А.А. Ухтомский выделяет следующие функции зависимого поведения:

- познавательная (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания);
- гедоническая (получение удовольствия);
- стимулирующая (повышение продуктивности деятельности);
- психотерапевтическая (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведении, которое пугает);
- компенсаторная (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);
- адаптационная (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики и т. п.);
- анестетическая (избегание боли).

Часто с целью характеристики зависимого поведения авторы используют понятие «аддиктивное поведение». Эти понятия, вслед за Н.Л. Бочкаревой, Е.В. Змановской, Ц.П. Короленко и др., мы используем как синонимы.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в устойчивом непреодолимом стремлении к изменению психофизического состояния и формированию аддиктивной установки. Аддиктивная установка влияет на совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни (Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, Е.В. Змановская, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина).

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции и неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни. Объект (ситуация) зависимости может служить источником субъективно-комфортного состояния или средством стабилизации неблагоприятных личностных состояний (Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, Е.В. Змановская, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина).

Зависимое поведение влечет за собой социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина и др. указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Отсутствие объекта зависимости является помехой нормального (эффективного, стабильного и комфортного) повседневного функционирования личности, вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации и/или приводит к субъективному переживанию тяжелого личностного дискомфорта.

Аддиктивное поведение вызывает необратимые физиологические изменения в организме человека (с учетом объекта аддикции) (А.Ю. Акопов, Ц.П. Короленко, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Т.А. Донских, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина и др.).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает личностные изменения. Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева  к личностным изменениям относят: повышенную обидчивость, конфликтность, подозрительность, стремление говорить неправду, уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент, стереотипность поведения, повышенная тревожность.

В.В. Шабалина относит некоторые особенности личности человека как критерии зависимого поведения: игнорирование значимых ранее событий и действий; распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения; враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей; скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение; чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости; безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.

Итак, как показывает анализ литературы, к общим признакам зависимого поведения относятся: стремление к изменению психофизического состояния; наличие аддиктивной установки, выражающейся в сверхценном эмоциональном отношении к объекту аддикции; социальная дезадаптация; особенности личности; необратимые физиологические изменения в организме человека.

При объяснении природы девиантного поведения ученые исходили из биологических, психологических и социальных детерминант. Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие:
- биологический фактор, детерминирующий девиантное поведение (Л.С. Выготский);
- нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина, В.А. Петровский);
- социокультурные особенности (В.В. Деларю);
- образ жизни семьи и семейные отношения - детско-родительские, детско-детские, родительские (З.В. Баерунас, Б.Н. Алмазов, Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, Н.В. Перешеина);
- характерологические, личностные изменения, обусловленные взаимодействием с окружением (А. Бандура, А. Басс, Р. Лазарус, Г. Айзенк, М.И. Буянов, А.И. Захаров и др.);
- выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольте, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон);
- наличие девиантных сверстников (И.С. Кон).

В современное время появление девиантного поведения связывают с влиянием на личность подростка средств массовой информации, низкопробной кинопродукции, мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М.С. Иванов).

Наиболее полно вопрос о причинах девиантного поведения раскрыт Е.В. Змановской. Она определила следующие группы факторов, обусловливающие отклоняющееся поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. Как указывает Е.В. Змановская, не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом.

Причины зависимого поведения анализируются в исследованиях А.Ю. Акопова, М.С. Иванова, В.Т. Кондрашенко, С.А. Кулакова, А.Е. Личко, Н.А. Сироты, З. Фрейда, А. Фрейд, В.М. Ялтонского и др.

Исследователи рассматривают причины зависимого поведения с позиций различных теоретических подходов:
- психоаналитический подход: фиксация на оральной стадии, проявление детского неосознанного желания иметь надежную заботу и опеку;
- бихевиористский подход: вознаграждение в случае зависимого поведения ребенка (побочный опыт при научении);
- когнитивный подход: особая схема мышления, для которой характерно убеждение, что независимость подразумевает одиночество; человек, страдающий зависимостью, может также необоснованно считать себя неполноценным и, поэтому, будет нуждаться в ком-то, кто сможет помогать ему бороться с жизненными невзгодами.

Анализ исследований показывает, что в качестве причин зависимого поведения выступают биологические и социально-психологические факторы. К биологическим факторам аддиктив-ного поведения А.Е. Личко, В.С. Битенский относят степень изначальной толерантности (высокая устойчивость) организма к объектам аддикции, отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни.

В качестве фактора любой психологической зависимости А.Ю. Акопов рассматривает личностные, характерологические черты будущих зависимых людей. Им создан психологический протрет аддиктивной личности, в который включены следующие основные психологические особенности:
1) сильная потребность в удовольствиях, наслаждениях (гедонизм, гедонистический принцип жизни);
2) психологическая готовность (установка, ожидание) к ад-дикции и формированию зависимости (резкое снижение порога психологической приемлемости и повышение уровня психологической неустойчивости);
3) субъективно-пристрастное отношение (не нейтрально-объективное) к будущему, еще только возможному объекту зависимости;
4) ярко выражен механизм прилипания, фиксации в мозгу и психике любых впечатлений, переживаний, информации;
5) внутреннее представительство объекта будущей аддик-ции в организме, психике, личности, некое психофизиологическое сродство с этим внешним объектом.

Кроме основных в портрет аддиктивной личности отнесены и другие, дополнительные черты: морально-нравственная незрелость, выраженный инфантилизм, крайний эгоизм и индивидуализм, аффективное мышление, снижение чувства меры, самодовольство, завышенная самооценка, гипертрофирование значения своего личного опыта, снижение критичности к себе, склонность к самообманам, безответственность перед собой и близкими, ненадежность, лживость, снижение рефлексии.

Наличие определенных личностных черт явно недостаточно для формирования зависимости, Для этого нужны другие факторы, в частности внешние социальные факторы.

Как правило, в качестве ведущих социальных факторов аддиктивного поведения рассматривается семья. В ходе многочисленных исследований была прослежена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Работы А. Фрейд, Д. Винникота, М. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Мал-лер, Р. Спиц убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности .

Внешне социальными факторами формирования зависимого поведения, как указывают Е.В. Змановская, Я. Гилинский, Ю.А. Клейберг, может являться технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической индустрии, компьютерных технологий, «выбрасывающих» на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты, способствующие формированию аддиктивного поведения. Социальным фактором может выступать субкультура: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания.

А.Ю. Акопов выдвигает следующие условия для формирования аддиктивного (зависимого) поведения:
1) сдвиг (перенос) мотива и цели деятельности на средства достижения удовольствия, манипулирования;
2) приведение себя в измененное (вместо обычной нормы), приятное психическое состояние при манипулировании с нейтральными средствами или непосредственно со своей психикой;
3) фиксация связи (она тоже положительная) средств и внутренне приятных состояний, сопровождаемых положительными эмоциями в виде эйфории, наслаждения, удовольствия.

Таким образом, анализ литературы показывает, что компьютерные технологии выступают в качестве внешних социальных факторов зависимого поведения. В частности, компьютерные игры - это те объекты, которые вызывают у человека положительные эмоциональных состояниях и со временем становятся средствами достижения удовольствия. В сознании человека возникает устойчивая связь между компьютерной игрой и положительными эмоциями в виде удовольствия и эйфории. Наличие такой связи является условием формирования зависимого поведения.

Источник: 
Гагай, В.В.: Компьютерная зависимость подростков как социально- психологическая проблема современности : монография / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 159, [1] с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.